Указ Петра I от 14 (25) января 1701 года заложил основы формирования в России светской системы образования. Согласно ему в Москве открылась школа «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения».

Важным событием в истории развития отечественного образования стало открытие в 1687 году первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии.

Во время раздробленности киевские земли оказались в сфере влияния Великого княжества Литовского. С созданием единого польского-литовского государства в 1569 году к литовскому влиянию добавилось польское. Православная церковь в сложившихся обстоятельствах испытывала серьёзную конкуренцию за паству. Одним из направлений противодействия стало распространение просвещения.

Со времени принятия христианства до появления сети земских школ (во второй половине XIX века) значимую роль в российском образовании играли мастера грамоты.

Раздробленность и ордынское иго закономерно привели к тому, что государство перестало заниматься образованием. Первоочередные задачи обеспечения безопасности оттеснили все остальные. Образование стало поприщем для проявления частной инициативы.

После принятия христианства на Руси стали открываться училища, куда в принудительном порядке набирали мальчиков. Государство стремилось удовлетворить возрастающую потребность в кадрах, имеющих хотя бы элементарное образование.

В основе системы воспитания в Древнем Китае было почитание старших. Традиции поддерживали приверженность этому принципу, а семейно-общинный уклад сохранял его незыблемость. Отец семейства имел беспрекословный авторитет: ему безропотно подчинялись все, включая супругу.

История образования и воспитания в Древней Индии делится на два периода: дравидо-арийский и буддийский.

Смотри, нет занятия без надсмотрщика,
Только ученый муж может сам управлять собой.

Поучение Мудрого Даууфа, сына Херте своему сыну (Новое Царство)

Школа в Древнем Египте переводила ребёнка в мир взрослых. В отличие от других стран, в Древнем Египте женщина была полноправным членом общества, и воспитание детей основывалось на безоговорочном авторитете обоих родителей. Во многом это было связано с верой о загробном мире, проводить в который родителей должны были дети.

Когда появились первые государства, им понадобилась бюрократия. А ей — образованные люди: без писцов невозможно было заключить сделки, в них нуждались государство и храмы.

Этим материалом «Гимназист» открывает новую рубрику, в которой будет рассказывать о том, как человечество в разные эпохи воспитывало детей.


^ Наверх