О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Важным событием в истории развития отечественного образования стало открытие в 1687 году первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии.

Славяно-греко-латинская академия. Гравюра XIX века

Обстоятельства XVII века (утверждение новой династии на престоле, расширение территории государства, потребность в техническом развитии) создали новые вызовы перед правящим классом. Государство нуждалось в людях не только усвоивших заветы прошлого, но и осведомлённых о достижениях современной науки и техники. Стихийным ответом на потребности времени стало проявление частной инициативы. Появился ряд училищ, среди них школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, но главное – появилась Славяно-греко-латинская академия.

Инициатива создания академии принадлежит писателю, богослову, поэту Симеону Полоцкому (1629–1680) и его ученику Сильвестру Медведеву (1641–1691). Симеон Полоцкий написал Учредительную грамоту, в которой изложил цель создания академии, описал её будущие права и содержание обучения. В академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Предполагалось, что учителя и ученики академии будут подсудны только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям. Обучение в академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями.

Полоцкому не суждено было реализовать задуманное. Открытие академии связано с иеромонахами Иоанникием (1633–1717) и Софронием (1652–1730) Лихудами. Греки по национальности, потомки византийского княжеского рода царской крови, они были родом из Кефалонии. Получили образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанникий принял сан священника, а Софроний — монашеский постриг. Затем они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками. Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу, царь Фёдор просил восточных патриархов о присылке в Москву православных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году. В 1686 году братья начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре.

В монастыре Всемилостивого Спаса по патриаршему указу в 1686 году было начато строительство специального здания для академии. В 1687 году туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия академии.

Академия объединяла три класса – низший, средний и высший, в них обучалось 104 человека (в 1688 году – уже 163, ещё через год – 182). Курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. В учебный материал включили труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.

Социальный состав учащихся был пёстрым: сын кабального человека, конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высокого ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голицыных). Обязательным условием для приёма в учреждение было православное вероисповедание.

После учёбы дети крестьян возвращались к своим хозяевам-помещикам, а с 1727 «детей солдатских и крестьянских» запрещено было вовсе принимать в академию.

В начале своего существования академия, хотя и находилась в ведении церкви и ей подчинялась, была не только духовным заведением. Она готовила переводчиков (Фёдор Поликарпов, Николай Семёнов, Иван Ильинский и другие), работников типографий – «справщиков» (от слова «справить», то есть отредактировать), преподавателей. Однако начиная со второй четверти XVIII века в академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 году Московского университета она и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. До 1775 года академия подчинялась непосредственно Святейшему Синоду, а с 18 ноября 1775 года перешла в ведение Московской епархии.

В последнюю четверть XVIII века в академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничилось влияние западноевропейской схоластики и латыни, но до 1814 года преподавание философии и богословия велось по-прежнему на латинском языке. Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, ввели ряд новых предметов (церковная и гражданская история, история философии, медицина), придавших академическому курсу полноту и многосторонность.

В результате предпринятой в начале XIX века реформы церковного образования перед академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 году она была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место её нахождения. Решением Святейшего Синода академию перевели из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII–XVIII веков: ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (например, по грамматике, русской истории) Фёдор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Пётр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и многие другие.

Сейчас в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.

© Гимназист


^ Наверх