О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Когда появились первые государства, им понадобилась бюрократия. А ей — образованные люди: без писцов невозможно было заключить сделки, в них нуждались государство и храмы.

Герберт Хергет. Школа Древнего Двуречья

В Месопотамии писцов готовили в школах-эдуббах. В переводе с шумерского — «дома табличек». Название происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Эти школы появились около трёх тысяч лет до нашей эры.

Первые эдуббы учреждались в домах писцов. Писцы обучали ремеслу как своих детей, так и детей из других семей. Социальный статус писцов был высок, и родители старались определить своих мальчиков в эдуббы.

Постепенно эддубы приобретали автономный статус, эволюционировали в специализированные школы. Обучение было платным, размер платы зависел от авторитета учителя. Учитель обладал беспрекословным авторитетом. В эддубах культивировали традиции патриархально-семейного воспитания: возглавлял эддубу «отец», учителей именовали «братьями отца», ученики делились на старших и младших «детей». Практиковались подношения учителю со стороны родителей — чтобы воспитаннику доставалось больше внимания.

Ученики были обязаны во всём подражать наставнику. В основе методики обучения — зазубривание и переписывание. За время обучения мальчик изготавливал полный комплект табличек, а учитель проверял правильность их оформления. Детям прививали навыки ведения диалога: делили их на группы и проводили дебаты. В школах изучались аккадский и шумерский языки, а также, в зависимости от будущей специализации, — грамматика, математика и астрономия.

Клинописный документ (II тыс. до н. э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе:

– Школьник, куда ты ходишь ежедневно? – спрашивает учитель.

– Я хожу в школу, – отвечает ученик.

– Что ты там делаешь?

– Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мне мой завтрак». Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.

Ассирийско-нововавилонский период отмечен появлением эдубб для девушек из знатных семей;их обучали письму, религии, истории, математике.

Выпускник эдуббы должен был хорошо владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные, основанные на законах решения, разбираться в ритуале жертвоприношений. Он умел измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.

© Гимназист


^ Наверх