О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Со времени принятия христианства до появления сети земских школ (во второй половине XIX века) значимую роль в российском образовании играли мастера грамоты.

Алексей Максимов. Книжное научение

Ими становились обучившиеся у священников дьячки и миряне. В основе учебного курса, преподаваемого мастерами, было чтение церковно-богослужебных книг и знакомство с отправлением церковных обрядов. Образование преследовало в большей степени воспитательные цели, ставя выше всего твёрдую христианскую веру и церковную нравственность. Наиболее талантливые ученики впоследствии могли рассчитывать на церковную карьеру или становились продолжателями дела своих наставников.

Мастера грамоты зачастую прибегали к розгам, плети и иным вариантам физического наказания учеников. Розга в народном фольклоре воспевалась часто: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благу прелагает... Розги малому, бича болшим требе, а жезл подрастшим при нескудном хлебе... Розгою Дух Святый детище бити велит... Благослови, Боже, оные леса, иже розги добрые родят на долгия времена». В азбуковниках перечислен арсенал орудий наказания: розга черемховая, двухлетняя; розга берёзовая; лоза; плеть; ремень; жезл; школьный козёл (скамья, на которой секли провинившихся).

По современным меркам эти приёмы были антипедагогичными, но вполне соответствовали духу времени со свойственным ему пренебрежительным отношением к ребёнку как к существу неразумному и недостаточно опытному.

Для мастеров грамоты учительское дело было ремеслом, средством заработать на жизнь. Форма оплаты зависела от возможностей родителей учеников. За свои услуги мастера брали вознаграждение съестными припасами и одеждой, становились на постой при доме зажиточного хозяина. Постой включал предоставление места для проживания, питание и одежду, а также денежное вознаграждение, зависящее от учебных достижений ученика. Последние оценивал отец семейства, нередко не владевший грамотой.

Сейчас невозможно дать количественную оценку результатов деятельности мастеров грамоты. Но частота упоминаний о них в самых разнообразных источниках говорит об их многочисленности. При скудости образовательных средств мастера грамоты вносили посильный вклад в просвещение народа, а в отдельных уголках страны оказывались единственной возможностью обучения грамоте.

© Гимназист


^ Наверх