О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Указ Петра I от 14 (25) января 1701 года заложил основы формирования в России светской системы образования. Согласно ему в Москве открылась школа «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения».

Монета Банка России «Навигацкая школа» (3 рубля, серия «Наука»)

Существовавшие духовные учреждения не закрывали потребности государства в подготовке специалистов технических специальностей. На создаваемое учреждение возлагались большие надежды: оно должно было готовить специалистов для армии, флота, создаваемой промышленности, а также учителей для подобных школ. Здесь готовили артиллеристов, инженеров, моряков, судостроителей, геодезистов и инженеров.

Заведовать школой Пётр I поручил Фёдору Головину, фактическим руководителем школы стал Яков Брюс, представитель знатного шотландского рода. Предки Брюса с 1647 года жили в России. Получив прекрасное для того времени домашнее образование, Брюс, ещё будучи совсем юным, пристрастился к математическим и естественным наукам, которыми не переставал заниматься всю жизнь.

Изначально школа размещалась в Мастерских палатах на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарвансон настоял на выделении нового помещения (предоставленное он счёл неподходящим для проведения астрономических наблюдений). На основании царского указа с июня 1701 школу перевели в Сухареву башню на Сретенке.

Генри Фарвансон – одно из самых ценных приобретений «Великого посольства» Петра I. В 1698 году его, профессора Абердинского университета, рекомендовали Петру I, который пригласил Фарвансона на русскую государственную службу. В коей Фарвансон и состоял на различных должностях до самой смерти в 1739 году.

В школу принимали подростков и юношей 12–20 лет всех сословий (кроме крепостных), «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». На практике с добровольцами дело обстояло худо. Для обеспечения необходимого количества учащихся прибегали к административным методам, носящим репрессивный характер.

Обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, артиллерии, геодезии, навигации и астрономии. Курс состоял из трех ступеней, или классов: начальных (русских), цифирных (арифметических) и высших (навигаторских).

Одним из основных преподавателей школы был русский энциклопедист Леонтий Магницкий. Ему принадлежит авторство учебного пособия «Арифметика, сиречь наука числительная…», выпущенного в 1703 году. Книгу считают первым русским учебником, написанным российским автором.

В 1723 все­со­слов­ный при­ём в шко­лу прекратился, и в даль­ней­шем в ней обу­ча­лись толь­ко де­ти дво­рян. По­сле уч­ре­ж­де­ния в декабре 1752 Морского шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са шко­лу в Мо­ск­ве по ре­ше­нию Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­гии уп­разд­нили, а её учеников пе­ре­ве­ли в Санкт-Пе­тер­бург.

Благодаря школе в России стали развиваться морское и горное дело, было положено начало математическому и естественнонаучному образованию. Школа стала прообразом подобных учреждений, открывшихся впоследствии в различных уголках страны. Сформировалась новая прослойка общества — техническая интеллигенция.

© Гимназист


^ Наверх