После принятия христианства на Руси стали открываться училища, куда в принудительном порядке набирали мальчиков. Государство стремилось удовлетворить возрастающую потребность в кадрах, имеющих хотя бы элементарное образование.
Митрополит Михаил советовал князю Владимиру устроить училища. Владимир повелел собрать «детей знатных, средних и убогих, раздавая по церквам священникам со причетом в научение книжное». Инициатива князя не встречала поддержки со стороны родителей будущих учеников. Из летописи мы узнаём: «Матере же чад сих плакахуся по них, ещё бо не бяху ся утвердили верою, но аки по мертвеци плакахуся». Отдавая ребёнка в обучение, матери были уверены, что больше не увидят его никогда. Вероятно, они не видели разницы между набором на обучение и зачислением в младшую дружину.
Вот принципы ученья, установленные Владимиром:
религиозно-воспитательный характер народного образования,
всесословность,
всеобщность распространения грамотности.
Принцип всесословности, наряду с другими, впоследствии будет положен в основу знаменитой Славяно-греко-латинской академии. Именно он даст возможность поморскому рыбаку Михаилу Ломоносову реализовать свой потенциал.
Ярослав Мудрый продолжил насаждать обязательное образование. Он, как и его предшественник, был сторонником жёстких мер. В Софийской первой летописи 1030 года записано: «И прииде (Ярослав) к Новугороду, собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».
Государство, полагаясь на административный ресурс, последовательно проводило линию распространения мужского образования. Грамотность девушек была уделом частной инициативы.
Смольный институт благородных девиц, учреждённый в конце XVIII века, ошибочно считают первым женским учебным заведением в России. Начало женскому образованию в России было положено гораздо раньше. По историку Василию Татищеву, дочь Всеволода Ярославовича княгиня Анна в 1086 году открыла при Андреевском монастыре общеобразовательное училище на 300 девиц. Подобное же училище в Полоцке основала княжна Ефросиния. Учреждения были открыты при монастырях, но в сущности представляли первые женские общеобразовательные учреждения на Руси. Девушки обучались письму, пению, шитью и различным ремёслам.
Распространение образовательных учреждений было приостановлено наступившей раздробленностью и установлением ордынского ига. Образование на долгие годы осталось без государственного попечения.
© Гимназист