Смотри, нет занятия без надсмотрщика,
Только ученый муж может сам управлять собой.

Поучение Мудрого Даууфа, сына Херте своему сыну (Новое Царство)

Школа в Древнем Египте переводила ребёнка в мир взрослых. В отличие от других стран, в Древнем Египте женщина была полноправным членом общества, и воспитание детей основывалось на безоговорочном авторитете обоих родителей. Во многом это было связано с верой о загробном мире, проводить в который родителей должны были дети.

Писцы за работой. Рельеф из гробницы Хоремхеба; XVIII династия. Саккара, Египет

Однако система образования была ориентирована на мальчиков. Девочек обучали дома в соответствии с их будущим положением в обществе: женщины в Древнем Египте в основном выполняли функцию хранительницы семейного очага.

Первым звеном в процессе образования была семья. Как правило, профессия детей зависела от сферы деятельности родителей. Наиболее престижной считалась профессия писца: простолюдины не могли претендовать на её освоение.

Первые школы появились при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучение начиналось с пяти лет. Ученикам предстояло выучить около семисот иероглифов,освоить светский и уставной стили письма. Основу методики составляло многократное повторение изучаемого материала. Ученики беспрекословно подчинялись учителю. За провинности или недостаточное усердие могли наказать ударами розгой, палкой, плетью из гиппопотамовой кожи.

Египтяне были уверены: «Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности».

На первой стадии обучения осваивали технику иероглифического письма, затем работали над содержанием, заключительным этапом было обучение красноречию. В силу дороговизны папируса на первом этапе использовали полированные пластинки известняка. Овладев искусством письма, ученик продолжал практиковаться на папирусе. Практический навык совершенствовался посредством многократного переписывания текстов, которые подбирались в соответствии с будущей специальностью. Согласно текстам сохранившихся папирусов, с искусством монологической речи связывали возможность карьерных достижений и положение в обществе. Человек, претендующий на высокий социальный статус, был обязан уметь дискутировать.

Потребности государства привели к появлению специализированных школ, в которых обучали математике, медицине, астрономии и другим наукам, носящим прикладной характер.

Учеников школ при храмах готовили стать жрецами. По окончании они в обязательном порядке держали выпускной экзамен на знание религиозных догм и обрядов. В случае успешно сданного экзамена ученика брили наголо, натирали благовониями, облачали в жреческое одеяние. Статус жреца обязывал учиться в течение всей жизни, и нередко жрецы овладевали различными профессиями, не связанными с их основным видом деятельности.

© Гимназист


^ Наверх