О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

В основе системы воспитания в Древнем Китае было почитание старших. Традиции поддерживали приверженность этому принципу, а семейно-общинный уклад сохранял его незыблемость. Отец семейства имел беспрекословный авторитет: ему безропотно подчинялись все, включая супругу.

Ким Хон До. Урок в конфуцианской школе

Институционально система образования стала складываться около трёх тысяч лет до н. э. с появлением первых школ. Изначально было распространено два типа школ: сян и сюй. Сян формировались по типу семейных школ. Умудрённый жизнью старец за плату брал к себе на обучение мальчиков из других семей. В сюй отправляли для обучения военному делу. Позже эти школы стали носить название сюэ. Изменилось не только название школы, но и её назначение: на смену обучению военному делу пришло освоение иероглифического письма.

Позднее школы разделились на частные и государственные. Все они были платными, но государственные дешевле. На доступность образования в Древнем Китае не влияло происхождение – барьерами могли стать только пол ребёнка и стоимость обучения. Отношение к женскому образованию было классическим для традиционного общества: инвестировать в образование девочек считали нецелесообразным. После вступления в брак девушка покидала родительский дом и, как правило, переставала контактировать с родителями.

Обучение мальчиков на начальной ступени начиналось с 6–7 лет. Начальное обучение длилось 7–8 лет. Юноша в сопровождении отца отправлялся в школу, имея при себе кисточку для писания иероглифов, тушь и тушечницу. Нередко дополнением к перечисленному была бамбуковая палка. Её, упакованную в красивую ткань, преподносили в качестве дара учителю. Палка не только символизировала строгие школьные порядки, но и применялась для наказания нерадивых учеников, и тут учителя никто не ограничивал.

За время начального обучения юноша зазубривал до трёх тысяч самых распространённых иероглифов, осваивал искусство их красивого написания, получал элементарные знания по арифметике и истории Китая. После окончания первой ступени учащийся сдавал экзамен – отличный результат был обязательным условием для перехода на следующую ступень. Подавляющее большинство мальчиков ограничивалось начальной ступенью.

Обучение на второй ступени длилось 5–6 лет, в течение которых изучались классические произведения, входившие в конфуцианское четверокнижие – «Сы Шу» – и пятикнижие – «У Цзин». Эти книги предлагали образцы нравственного поведения, знакомили с основами конфуцианства. Учащиеся осваивали стилистику и учились писать тексты. Уделялось особое внимание навыкам толкования текстов. Образование на этой ступени было ограничено гуманитарными рамками – естественные науки, за исключением основ арифметики, не изучали.

По окончании обучения юноши сдавали государственный экзамен. Успешно справившиеся с ним допускались до последующих испытаний, дававших право занятия государственной должности. Учащиеся, провалившие экзамен, не могли претендовать на место чиновника и обычно становились учителями.

Традиционная система образования, сложившаяся в глубине веков, просуществовала в Китае вплоть до 1905 г.

© Гимназист


^ Наверх