О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Раздробленность и ордынское иго закономерно привели к тому, что государство перестало заниматься образованием. Первоочередные задачи обеспечения безопасности оттеснили все остальные. Образование стало поприщем для проявления частной инициативы.

Наталья Климова. Преподобный Илья Муромец в пещерной келье в Киеве

Семья и Церковь

На практике всё сводилось к освоению в лоне семьи необходимых навыков, набор которых определялся сословной принадлежностью. Образовательные учреждения, появившиеся в предшествующий период, исчезли.

К началу XVI столетия заботы об образовании стали уделом Церкви. Православная церковь в своей повседневной деятельности сталкивалась с проблемами: сохраняющимся языческим наследием, набирающем силу католическим влиянием, религиозными сектами. В первом случае перед Церковью стояла задача приобщить к христианству, во втором сохранить паству, предупредив возможный переход в католичество, в третьем отстоять чистоту веры. Во всех трёх направлениях деятельности главным орудием было слово, опирающееся на знание основных религиозных источников и убедительность в суждениях. Этими качествами необходимо было владеть.

От грамматики до астрономии

Православная церковь не выработала системы унифицированных духовных учреждений, но породила огромное количество братских школ.

Братские школы появлялись по инициативе местной духовной братии и были всесословными. Основная их концентрация отмечена на территории современных Украины и Белоруссии, входивших в XV—XVII века в состав Польско-Литовского государства. Особенно известны братские школы: Львовская (основана в 1586 году), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624).

Школы устраивались по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. Преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) – грамматика, риторика и диалектика – и квадривиум (quadrivium) – арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Большое внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию учащихся в духе православия.

Братские школы оставили значимый след в истории народного просвещения. При отсутствии системы подготовки квалифицированных преподавателей их деятельность обеспечивала появление людей, владеющих азами знаний. Они становились мостом для транзита литературы, составляющей передовые образцы педагогической мысли того времени. На основе братских школ впоследствии появились учебные заведения более высокого порядка.

© Гимназист


^ Наверх