О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Этим материалом «Гимназист» открывает новую рубрику, в которой будет рассказывать о том, как человечество в разные эпохи воспитывало детей.

Чему учились первобытные дети

Рисунки на стенах Пещеры рук в Аргентине. Предполагается, что около 10 тысяч лет назад мальчики наносили краской изображения своих рук в процессе обряда инициации / Фото из Википедии

Воспитанию подрастающего поколения во всех обществах и во все времена уделялось особое внимание. В разные исторические эпохи на этот процесс влияли многие факторы: уровень развития общества, среда обитания, историко-культурный контекст. Особенно интересно узнать, как воспитывали детей в первобытный период.

Учиться выжить

Сформировавшийся Homo sapiens интуитивно определял приоритеты воспитания. Главное – практическая направленность: детям попросту надо было научиться выживать в условиях дикой природы. В каждом регионе это происходило по-своему: на Крайнем Севере охотились на моржей, в Африке – на слонов, а это совершенно разные искусства.

Вместе со взрослыми они участвовали в охоте и собирании съестного. Учились обрабатывать шкуры диких животных. Усваивали особенности природных материалов. В основе воспитания лежал повседневный практический опыт.

Не ребёнок, но и не человек

В первобытном мире не существовало понятия детства. Трудности и стеснения приходилось переносить наравне со взрослыми. При этом ребёнок не являлся полноправным членом общества, а воспринимался как недочеловек.

Если не хватало еды, в качестве крайней меры для выживания могли избавиться от стариков и детей. В живых оставляли только тех, кто был в состоянии самостоятельно добывать пропитание. Юношам и девушкам было необходимо произвести определённые символические действия, чтобы доказать свою полноценность.

Прошёл испытание – стал человеком

Распространённым явлением была инициация – обряд, знаменующий переход в мир взрослых.

Подросток проходил испытания, чаще всего мучительные. Благодаря археологическим изысканиям известно о символических трепанациях – несквозных манипуляциях на своде черепа. Шрамирование – нанесение символических увечий – широко распространилось в первобытности и до сих пор сохранилось у неконтактных племён Амазонии, аборигенов Африки и Австралии. Эти увечья могли много сказать о статусе человека, его возрасте и семейном положении.

Своеобразный пример пренебрежения к детству – обряд стирания памяти у индейцев Америки. Юношей, достигших возраста перехода в новое экзистенциальное состояние охотника, поили галлюциногенным отваром. Индейцы считали, что через несколько дней, проведённых в бреду, сознание мальчика освобождалось от обременяющих детских воспоминаний.

Так возникли гендерные стереотипы

В более поздний период стали появляться воспитательные дома. Детей поселяли отдельно – так легче было присматривать за самыми маленькими и учить тех, кто постарше. При этом соблюдалось деление на мальчиков и девочек. Оно давало возможность реализовывать разные подходы: мальчиков формировали как воинов и охотников, девочкам прививали навыки хранительниц семейного очага.

© Гимназист


^ Наверх