О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Марина МУШКАТИНА, 11 «А» класс

Многие хотят получать образование за границей. Насколько сложно поступить в вуз в США или Великобритании? Спросим у тех, кто уже это сделал.

Серьёзная подготовка ради желанного результата / Фото автора

В этом году я заканчиваю школу, и готовилась не только к сдаче ЕГЭ, но и к поступлению в два британских университета — University College of London (также известный как UCL) и King's College of London. В то же время два моих знакомых поступили в университеты в США. Системы образования в двух этих странах отличаются, но общий процесс поступления весьма схож. Я подробно описала процесс поступления в Британии, а также попросила знакомых рассказать об их опыте.

Образовательная система

Первое, что необходимо сделать, — определиться со страной поступления и подробно изучить местную систему образования, ведь зачастую она сильно отличается от привычной нам. От этого зависят государственные экзамены, количество лет обучения и возможности для дальнейшего развития.

Система образования в США устроена следующим образом: школьник учится 12 лет, после чего сдаёт государственный экзамен SAT, необходимый для поступления в университет. Экзамен состоит из трёх разделов: математика, анализ текста и эссе.

После абитуриент поступает в высшее учебное заведение или колледж, где учится в среднем 4 года.

Британская система отличается от американской. Всего школьники в Британии учатся 13 лет. Первые 11 лет можно сравнить с нашей основной общей ступенью. Последние два года называются A-levels в честь одноимённого выпускного экзамена. Эти годы полностью посвящаются подготовке к экзаменам по профильным предметам, а все прочие дисциплины из программы уходят. Сдав А-levels, абитуриент может подавать документы в вуз.

Система высшего образования за границей тоже отличается от нашей. В США и Великобритании, как и у нас, первой ступенью является бакалавриат, но, в отличие от России, длится он обычно 3 года, а не 4 (за исключением нескольких специальностей). Дальше следуют магистратура и аспирантура, каждая длится по одному году. После аспирантуры студент защищает научный труд — PhD — и получает научную степень. За границей нет разделения на кандидатов и докторов, поэтому после аспирантуры учёный сразу становится доктором наук.

International Foundation

Для иностранных студентов в Британии существует система подготовительных курсов International Foundation. Так как в России и многих других странах среднее общее образование составляет 11 лет обучения, а в Британии — 13, создаётся разрыв в навыках и изученных предметах у абитуриентов из разных стран. Курс Foundation нацелен на то, чтобы привести уровень знаний иностранных студентов в соответствие с британским стандартом, усовершенствовать знание английского языка и помочь адаптироваться к незнакомой среде.

Подготовка обычно длится 1 год, у каждого вуза программа своя. Она делится не на конкретные специальности, а на предметные блоки: естественные науки, свободные искусства, гуманитарные науки, точные науки и прочее. После студент имеет право подать документы в 5 разных учебных заведений (не обязательно в то же, где проходил подготовку).

Курсы Foundation разнятся по уровню престижа и сложности, но для иностранца главное — понимать, что эта стадия обязательна для прохождения. С российским аттестатом о среднем образовании нельзя поступить ни в один британский университет напрямую —сначала International Foundation. Однако курс подготовки вовсе не гарантирует место в университете — через год поступать нужно будет снова, но уже на настоящий первый курс.

Бюрократические мучения

После выбора страны, ознакомления с системой поступления и выбора университета нужно выяснить, какие у учебного заведения требования к поступающим. Первой и неизменной ступенью всегда будет сбор папки с документами. Списки необходимых бумаг могут незначительно отличаться от вуза к вузу, но примерное содержание сохраняется. Вот так выглядел мой список:

1. Копия загранпаспорта

2. Аттестат за 9 класс с оценками

3. Выписка об итоговых оценках за 10 класс

4. Выписка с текущими оценками за 11 класс

5. Характеристика от преподавателя

6. Рекомендательное письмо (Personal Statment)

7. Сертификат экзамена IELTS

8. Дополнительные достижения (дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований)

На творческие специальности, такие как архитектура, требуется также портфолио с примерами работ абитуриента. Все документы должны быть переведены на английский язык дипломированным переводчиком, а справки из школы — иметь на себе печать образовательной организации.

Что такое выписки с оценками и копия удостоверения личности — понять не трудно, а вот с характеристикой, письмом и экзаменом стоит разобраться подробнее.

Преодолевая языковой барьер

Основной преградой в поступлении становится английский язык, причём не столько из-за необходимости его учить, сколько из-за необходимости подтверждать свои знания. Это не распространяется на абитуриентов из англоговорящих стран (Канада, Австралия и так далее), а также на учеников, которые учились в школах, где преподавание велось на английском. Для всех остальных существуют многочисленные международные экзамены по английскому языку. В британских вузах требуется IELTS, Cambridge или PTE, а для Америки необходим экзамен TOEFL.

Чаще всего российские школьники едут сдавать эти экзамены в Турцию, Грузию, Казахстан, Азербайджан или Армению. Некоторые экзамены можно сдавать онлайн, что сильно упрощает процесс.

После сдачи экзамена быстро приходит письмо с результатом. Однако это письмо вуз не примет, так как оно — не документ, а лишь уведомление. Для подачи необходимо иметь сертификат — документ в физической форме, который в Россию доставляют долго и неохотно. Поэтому ни в коем случае нельзя затягивать со сдачей — доставка может занимать больше месяца. Мне пришлось неделю непрерывно переписываться с представителями экзаменационного центра, чтобы добиться отправки своего сертификата.

Можно попросить экзаменационный центр прислать дополнительную копию сертификата в сам вуз, куда вы поступаете, но в таком случае вы рискуете лишиться сертификата как такового — высока вероятность, что он затеряется в океане бумаг университетской бухгалтерии. Безопаснее всего сделать и то, и другое, попросив выслать несколько копий.

Рекомендательное письмо

Personal Statement (буквально «заявление о себе») — документ, который пишет сам абитуриент. В письме ученик раскрывает свою мотивацию и личностные качества, а также причины выбора вуза и специальности.

Письмо должно быть индивидуальным и ярким, так как именно на него ориентируется комиссия по поступлению. Не стоит излишне оригинальничать, писать его в стихах или вставлять неуместные шутки, но необходимо, чтобы ваш текст запомнился — так комиссия выделит его из десятков тысяч.

Есть целые справочники по написанию такого письма, в которых подробно объясняется, что можно, а что точно нельзя в нём писать. Стоит избегать общих заявлений, не подкреплённых примером. Не пишите «я трудолюбивый» — это пустое слово. Лучше опишите ситуацию, в которой проявилось ваше трудолюбие. В обосновании выбора университета никогда не ориентируйтесь на место в рейтингах или престижность — упомяните профессора или выпускника, который вас вдохновил, программу, которая вас заинтересовала, или ключевые особенности, отличающие этот университет от других.

Характеристика

Это второе рекомендательное письмо, но уже от вашего преподавателя. Оно заполняется либо в свободной форме, либо по шаблону, который высылает вуз. В нём преподаватель описывает таланты и способности ученика, его коммуникативные навыки, то, что может стать для него трудностью в обучении, общее отношение к учёбе.

Нет строгих требований к тому, какой именно учитель пишет характеристику. Он должен быть хорошо знаком с учеником и его процессом обучения, но совершенно не важно, сколько лет он у него преподаёт или какой предмет ведёт. Чаще всего ученики обращаются к учителям, с которыми у них хорошие отношения.

Характеристика должна также быть переведена на английский язык, и многие ученики обращаются с просьбой написать рекомендательное письмо именно к учителям английского, чтобы не делать двойную работу.

Индивидуальные испытания

Некоторые университеты (например, King's College of London) зачисляют студентов на Foundation сразу после сдачи пакета документов, без вступительных испытаний. Однако некоторые вузы проводят более жёсткий отбор. На примере University College of London можно выделить два вида испытаний: тестирование и собеседование.

Если комиссия одобрила пакет документов, абитуриент сдаёт онлайн вступительные экзамены (у каждого вуза они свои). В UCL обязательным для всех является тест на критическое мышление. Тест длится час, и за это время ученик выполняет 10 заданий по одному тексту. Задания нацелены на понимание прочитанного, умение работать с лексикой, аргументацию своей и чужой позиции, привлечение социального опыта. Некоторые задания включают элементы эссе.

Готовиться к этому экзамену можно по специальным книгам или выполняя пробные варианты, представленные на веб-странице вуза. Мне в сдаче также помогли навыки выполнения аналогичных заданий по работе с текстом из ЕГЭ по обществознанию и истории.

Помимо основного экзамена в зависимости от направления ученик может сдавать экзамен по математике, биологии или физике.

Если вступительный экзамен сдан на удовлетворительный балл (50% и выше), абитуриента приглашают на онлайн-собеседование. Это разговор один на один с членом комиссии по поступлению, который длится около 20 минут (так заявляет вуз, однако моё собеседование длилось почти час). В этой беседе подробнее разбираются планы студента на будущее, его мотивация и оценки. На беседе консультант точно будет задавать вопросы, связанные с содержанием вашего рекомендательного письма, поэтому не стоит его списывать.

Также во время интервью у вас будет возможность задать любые вопросы касательно курса Foundation, ответы на которые вы не нашли на сайте университета.

Поступление в США

Два моих давних знакомых и бывших одноклассника поступили в университеты в США. Марк из Второй гимназии поступил на специальность «киноискусство» в New York University, а Даниэль из школы «Шамир» — в Babson College и Wake Forest. Они согласились рассказать о своем опыте поступления.

Марк подавал документы ещё в шесть университетов (4 в Штатах и 2 в Канаде), но отозвал все заявки, когда пришло подтверждение от NYU. Для поступления Марк сдавал экзамен TOEFL в Ереване. Сдавать SAT не пришлось, так как его отменили для многих творческих специальностей. Вместо этого требовали творческие работы: рассказы, фильм, видеовизитку и несколько эссе. Марк решил на всякий случай сдать ЕГЭ, поэтому сейчас готовится к экзаменам по русскому языку, базовой математике и литературе. Совет поступающим от Марка: «Не стоит рваться в иностранные университеты, чтобы просто поступить, о чём я думал в начале, — важно выбрать то направление и страну, которые нужны и подходят именно тебе».

Даниэль поступил в Babson College и в Wake Forest, а также попал в списки ожидания ещё трёх вузов. Для подтверждения уровня английского Даниэль сдавал не только TOEFL, но и тест Duolingo. Для этого не пришлось никуда ехать, так как тесты он писал дистанционно. К сдаче SAT Даниэль усердно готовился: проходил пробные экзамены, занимался в онлайн-портале, решал примеры по математике, изучал типы заданий и тактики выполнения. Он не сдаёт дополнительные ЕГЭ, поэтому готовится только к базовой математике и русскому. Абитуриентам Даниэль порекомендовал обращаться за помощью к консультантам по поступлению, так как заполнять все заявки, писать эссе и готовиться к экзаменам, не зная тонкостей, очень сложно.


^ Наверх