Елена ШАРКОВА
В марте 1831 года вышел в свет роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Фактически весь роман — социальная реклама, которая должна была сказать современникам: посмотрите, в каком ужасном состоянии наши архитектурные шедевры, давайте спасём их от сноса и модернизации.
Действительно — Французская революция привела к разрушению многих готических соборов и церквей. Собор Парижской Богоматери разграбили и разбили. Он побывал храмом Разума и винным складом и находился в таком запустении, что власти подумывали снести его. И тут Гюго опубликовал свою рекла… свой роман.
Вообще-то издатель заказал Гюго историческое произведение в стиле модного тогда Вальтера Скотта. Конечно, там присутствовали и малоправдоподобный сюжет, и мелодраматичные любовные линии, и трагический финал, и нехитрая мораль, выведенная весьма прямолинейно: истинная красота — в человеческой душе, а не во внешности. Позже роман ставили на сцене в виде оперы, балета, пьесы, мюзикла, многократно экранизировали — при этом в фокусе обычно находились люди и их страсти.
И всё же главным героем романа Гюго сделал собор.
Архитектура — вот что было общей для всех народов письменностью до изобретения печатного станка, говорил писатель. Зодчество — это поэзия из камней, а её вершина — готический собор. После появления печатного станка архитектура умерла. Гюго сказал об этом прямо: «Книгопечатание убьёт зодчество». Роман описывал Париж XV века, поэтому употреблён глагол в будущей форме, однако читатель, современник Гюго, прекрасно понимал: уже убило.
Но именно поэтому готические соборы необходимо сохранить.
И Гюго рассказывал о Нотр-Дам-де-Пари, как о любимом существе, — чтобы читатель его тоже полюбил. Подробному описанию собора посвящена отдельная глава, а в предисловии автор с горечью говорил о чудесных церквях Средневековья: «Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их».
Французы прочитали, задумались — и согласились с Гюго. Возникло движение за сохранение готических форм вообще и Нотр-Дам-де-Пари в частности, через некоторое время началась реконструкция собора. Он стал одним из символов не только Парижа — всей Франции.
Поэт Жерар де Нерваль писал в то время, что люди будущего придут созерцать собор и перечитают книгу Гюго. Не может быть, никто в XXI веке не будет перечитывать тяжеловесное подражание нудному Вальтеру Скотту! Однако 16 апреля 2019 года — на другое же утро после ужасного пожара в Нотр-Дам-де-Пари, за которым в слезах наблюдал весь мир, — роман Гюго занял первое место в списке бестселлеров «Амазона» во Франции.
Такая реакция публики предсказуема, но всё равно прекрасна.