О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Алёна ЗАБОЛОНКОВА, 9 А класс

Я побывала в Михайловском театре на авангардной постановке оперы Чайковского «Евгений Онегин». Мне настолько понравилось, что, вдохновившись, я решила посмотреть классическую версию этой оперы и сравнить два режиссёрских подхода.

«Евгений Онегин» в Михайловском: сразу видно, кто плохой / Фотография с официального сайта Михайловского театра

Чёрно-белая история

Стиль спектакля Андрия Жолдака «Евгений Онегин» в Михайловском театре я могу охарактеризовать тремя словами: накалённый, тонкий и актуальный. Ключевую роль в нём играют два контрастных цвета: белый и черный. Так, перед приездом Онегина на сцену высыпаются чёрные бусины, и Татьяна надевает чёрное ожерелье из них. А когда Онегин навсегда исчезает из её жизни, высыпаются белые бусины, что наводит на такую мысль: может, Онегин и есть зло, которое отягощает жизнь, может, без него и лучше... Может, и так, но дело не только в Онегине. С самого начала зритель наблюдает за тем, как семья Лариных всё время пытается осветить дом, на сцену даже вывозят прожектор: это означает, что в доме нет искренней радости, понимания и любви. Когда надежды Татьяны рушатся, каждый раз лопается шарик. Характеры главных героев произведения Пушкина режиссёр-постановщик Андрий Жолдак раскрывает очень точно.

Онегин – эгоист и гедонист, стремление к удовольствию — чуть ли не главное в его жизни, а «наука страсти нежной» интересует Евгения больше всего. Татьяна здесь – решительная и умная, но, влюбившись, она начинает романтизировать Онегинa и попадает в его сети. Ленский – идеалист по своей натуре и очень доверчивый человек, его предают, убивают… его больше всех жаль. «Судьбы Татьяны, Онегина и Ленского были, на мой взгляд, предначертаны свыше», — считает Жолдак. Над судьбами этих героев встает Рок – то, что необратимо.

Сравнила и выбрала

«Евгений Онегин» Юрия Темирканова в Мариинском театре –классический вариант оперы Чайковского. Чтобы лучше разобраться в пушкинском произведении, конечно, сначала стоит посмотреть этот вариант, но у меня получилось иначе. Возможно, это была ошибка.

Под впечатлением от постановки Жолдака я посмотрела постановку Темирканова в записи. Всё идет точно по сюжету произведения Пушкина, костюмы и декорации соответствуют тому веку. Постановка красивая и колоритная, но не столь оригинальная и символичная.

За счёт отхода от либретто и временных рамок, а также драматической игры оперных певцов и стильных костюмов Жолдаку удалось поставить остросоциальный спектакль. Такие Ленский, Татьяна, Онегин, Ольга, как у Жолдака, запросто могут встретиться в нашем веке. Постановка Жолдака – не просто попытка показать зрителю историю, написанную Пушкиным, а стремление пропитать её современными смыслами и символами, вложить в неё часть себя, выходя в метафизику. Я заметила очень интересный символ, который отослал зрителя к Ван Гогу. Это были цветущие ветки дерева, пытающиеся пробиться через окно в дом Лариных, как миндаль на картине Ван Гога. Ещё один необычный и весьма забавный момент: Татьяна Ларина писала письмо Онегину на листках бумаги, приклеивая их стикерами к стенам. Карлик, который на протяжении всего спектакля то бегал, то мешал другим героям, вытворяя абсурдные вещи, привлекал к себе особое внимание, я всё пыталась понять, что он хочет донести до зрителя. Про стиральные машины в стенах и холодильник я даже боюсь говорить, это было весьма оригинально.

Жолдак поставил спектакль, рассказывающий и о Чайковском. Судьба Чайковского, по мнению Жолдака, переплетается с судьбой Татьяны Лариной, в программке даже перечислены важные события из жизни Чайковского. Например, 1877 год, 23 мая: «под впечатлением пылкого письма малознакомой девушки, случайно наложившегося на пушкинское письмо Татьяны, Чайковский становится жертвой собственного богатого воображения и делает Антонине Милюковой предложение руки и сердца».

Сравнение этих двух постановок помогло мне понять: как бы я ни восхищалась классикой, я выбираю авангард! Для меня авангард означает выход за рамки и возможность увидеть мир по-другому.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх