Елизавета ТИМОФЕЕВА
8 ноября – Всемирный день пианиста. Давайте узнаем, на что обратить внимание, когда идёте учиться сами или отдаёте ребёнка на занятия пианино.
Учительница музыки гимназии «Альма-Матер» Александра Михайловна Коршунова подсказала, с чего начать:
– Надо понять, зачем обучение нужно – чтобы просто исполнять понравившиеся произведения или стать профессиональным музыкантом.
Одиннадцатиклассницы Мария Гразион и Нина Гилоян учились играть на пианино несколько лет, но воспоминания у них разные.
Марии сейчас семнадцать, она начала брать уроки с шести и готовилась к экзамену в музыкальную школу. После успешного поступления в группу вокала ей нужно было выбрать музыкальный инструмент. Мария уже немного была знакома с пианино, но мечтала играть на гитаре. Учителя предупредили, что маленькими пальчиками дотягиваться до аккордов будет сложно и лучше остановиться на пианино, – она так и сделала.
– Уроки проходили после хора раза два в неделю. Я приходила к учительнице, и она подолгу проверяла домашнюю работу. Ругала и кричала, если что-то не было выучено в срок или не получалось. Она могла силой ставить мои пальцы на клавиши и растягивать на октаву – больно и неприятно, – делится Мария.
Нине сейчас тоже семнадцать лет, она начала заниматься с девяти. Тогда девочка уже увлекалась вокалом, и мама подумала, что было бы интересно подобрать что-то ещё, ведь Нину называли талантливым ребёнком. Мама спросила учительницу музыки, не согласиться ли та давать частные уроки её дочке. Так и начались занятия.
– Я не особо понимала, что делала, хотя нажимать на клавиши нравилось. Весомых аргументов для занятий не было, но музыка привлекала, поэтому два раза в неделю ходила на уроки. Сначала меня учили держать осанку, правильно сидеть, держать руки – это было нудно. Но потом мы начали играть гаммы и маленькие произведения, – рассказывает Нина. – Если я что-то делала не так, учительница не кричала. Она относилась с юмором к работе, к каждому ученику искала особенный подход. Если, например, я фальшивила, она говорила с улыбкой: «Лягушка прыгнула». С ней было интересно заниматься.
Учительница Александра Михайловна отмечает разницу в обучении:
– Часто педагог в музыкальной школе и на частных занятиях – один человек, но ведёт себя по-разному. Это из-за ответственности за результат. В школе есть отчётность: показательные выступления, ежегодный экзаменационный концерт, также ведётся дневник успеваемости. И если ребёнок не добивается успехов, это напрямую скажется на репутации учителя. В школе готовят профессиональных музыкантов, которые после пойдут учиться в консерваторию. На частных уроках цель – не подготовить исполнителя мирового класса, а дать интересный навык, превратить игру на пианино в хобби. Эту разницу необходимо учитывать, когда выбираете место обучения.
Кроме разных подходов в обучении, у Марии и Нины немного отличалась программа: Мария учила произведения, какие требовала школа, а Нина могла выбирать. Это не значит, что Нина учила только современную и любимую музыку, но ей всегда предлагали несколько произведений на выбор.
Сейчас Нина занимается самостоятельно.
– Когда я прихожу в заведение и вижу фортепиано… руки сами к нему тянутся. Я до сих пор занимаюсь вокалом, поэтому стала тренироваться петь и играть одновременно – это гораздо приятнее, чем просто петь «под минус». Если бы можно было вернуть время вспять, я бы не прекращала заниматься в детстве и исполняла бы сейчас более сложные композиции.
Мария больше не играет.
– Я пробовала, но поняла, что уже не помню нотную грамоту. Те четыре года обучения прошли успешно, и я отлично закончила средний класс музыкальной школы, но не стала бы это повторять.
Александра Михайловна советует родителям приходить на первые музыкальные уроки детей – это поможет оценить заинтересованность ребёнка и методику преподавателя. Не всегда удаётся найти подходящего учителя с первого раза.
– У педагога должен быть индивидуальный подход к каждому ученику, и он во многом зависит от мотивации ребёнка. Например, у нас в гимназии дают индивидуальные уроки, и учитель применяет игровые методы – поддерживает интерес, если он вдруг начинает пропадать. На занятиях учат не только традиционные произведения, но и современные, чтобы мотивация сохранялась.