Елена ШАРКОВА
1 мая 1840 года в Великобритании выпустили первую в мире почтовую марку.
Первая половина XIX века: не существовало эсэмэсок, электронной почты, мессенджеров, даже до изобретения телефона оставались десятки лет. Единственным средством послать сообщение было письмо, написанное пером на бумаге.
Однако далеко не все в Великобритании могли пользоваться этим способом. Работала неудобная система, при которой за письмо платил не отправитель, а получатель, причём довольно дорого. Люди шли на всевозможные ухищрения, чтобы получать весточки бесплатно. Можно было договориться об условных знаках, внимательно осмотреть конверт, а потом вернуть его почтальону, отказавшись платить.
Все были недовольны этой системой, но только один человек решил её изменить – Роуленд Хилл, простой школьный учитель. Он провёл исследование, продумал реформу и стал биться во все двери – обращался к чиновникам, писал в газеты, составлял петиции, взывал к общественности.
Его главным предложением было перевернуть всё с ног на голову – заставить платить отправителя путём наклеивания марки. И марка эта, настаивал Хилл, должна быть такой дешёвой, чтобы даже бедняк мог себе позволить послать письмо.
Чиновники называли идею дикой. Почта будет торговать марками себе в убыток! В высшей степени нелепо! Да и что вообще может предложить человек извне, не специалист, а просто недовольный пользователь?
Оказалось, именно такой человек и был нужен для революции в отрасли. Когда общество, поверившее Хиллу, заставило чиновников изменить систему, оказалось, что он был прав. За первый год работы по-новому количество писем в Великобритании удвоилось. Люди стали чаще писать письма, больше покупать дешёвых марок, и прибыль выросла. А Хилл милым старомодным слогом предупреждал, что так будет: «… если бы не дороговизна почтовых расходов, много было бы написано писем, и многие сердца возрадовались бы там, где сейчас одинаково страдают и доходы, и чувства друзей».
И сердца возрадовались. К 1860 году марки появились уже в 90 странах, а потом завоевали весь мир – как и всегда происходит, когда частная инициатива возникает в нужное время.