Елена ШАРКОВА
В ночь на 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом, затонул «Титаник» – крупнейшее пассажирское судно того времени.
Огромный, роскошный, современный – и, как утверждали тогда многие, непотопляемый. Инженеры столько работали над его безопасностью – он просто не мог затонуть!
Как выяснилось очень скоро, мог. Не было никакой безопасности.
Да, не повезло с погодой. Безлунная ночь, особые погодные условия, из-за которых вперёдсмотрящие долго не видели айсберг – пока он не появился прямо перед кораблём. Но полторы тысячи (как минимум) человек погибли не из-за природных катаклизмов. В их гибели виноваты другие люди.
«Титаник» вошёл в опасную зону на полной скорости и не замедлился. Радисты занимались отправкой и приёмом частных телеграмм и не обращали внимание на ледовые предупреждения от других судов. Сами эти предупреждения носили весьма вольный характер и не воспринимались как угроза. После столкновения с айсбергом вахтенный помощник отдал неправильный приказ. Эвакуация началась не сразу и организована была из рук вон плохо: никто не готовился к катастрофе, экипаж и пассажиры не знали, что делать, а капитан попросту растерялся. На ближайшем к «Титанику» корабле «Калифорниэн» служил всего один радист, он как раз закончил смену и лёг спать, так что некому было принимать отчаянные призывы о помощи. На «Титанике» не было красных сигнальных ракет – запускали белые, и люди на Калифорниэне» не поняли, что это сигнал бедствия.
Но самое ужасное – на «Титанике» было мало шлюпок.
Это не противоречило тогдашним правилам – количество шлюпок рассчитывали по тоннажу корабля, а не «по головам». На борту «Титаника» было 20 шлюпок, которые могли вместить лишь треть людей (если бы шлюпок было больше, они бы загромоздили всю палубу – ни красивого вида, ни места для прогулок).
Все эти факторы и сработали одновременно.
Конечно, потом многое изменили. Приняли Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море. Количество шлюпок стали высчитывать по числу людей на борту. Обязали проводить учения, озаботились необходимостью круглосуточной радиосвязи и резервного источника питания, согласовали значения ракет, выпускаемых с корабля. Изменили конструкцию судов для повышения их безопасности. Стали мониторить ледовую обстановку и оповещать о ней корабли.
В общем, сделали всё то, что со всей очевидностью надо было сделать до катастрофы.