Елена ШАРКОВА

5 февраля 1852 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России художественного музея – в специально построенном для него здании Нового Эрмитажа. Спроектировал Новый Эрмитаж немецкий архитектор Лео фон Кленце, а строили русские зодчие Василий Стасов и Николай Ефимов.


Атлантам так тяжело, потому что они держат не балкон, а небо / Фото: Антон ПАСТУХОВ

Первые посетители музея не находили слов от восторга: «Если бы мы могли описать красоту и величие этого места, что едва ли возможно, то наши друзья сочли бы это преувеличением». По сей день туристы восхищаются пышностью убранства, гармоничностью ансамбля и великолепными экспонатами. Именно в этом здании выставлена одна из жемчужин всей эрмитажной коллекции – полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Снаружи Новый Эрмитаж выглядит не столь богато, как внутри, хотя и украшен барельефами и статуями, изображающими художников, архитекторов и скульпторов прошлого. Но этому зданию не нужна особая роскошь – всё внимание сосредоточено на знаменитом портике с атлантами.

Десять пятиметровых атлантов – гениальная идея Кленце, гениально воплощённая в мастерской русского скульптора Александра Теребенёва. Атланты из сердобольского гранита создавались по теребенёвским эскизам два года. Сто пятьдесят человек трудились каждый над своим участком – кто-то отделывал ноги, кто-то торсы, а каждое лицо доводил до совершенства сам Теребенёв. «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего» – признал Кленце.

Чёрные, гладкие, совершенные фигуры гигантов в безумном напряжении. Кажется естественным, что они превратились в неотъемлемую принадлежность всегда напряжённого города. От осадки здания на великанах появляются трещины, во время блокады Ленинграда одну из фигур серьёзно ранил осколок снаряда, но атланты всё стоят и стоят.

В 1963 году ленинградский учёный-геофизик и поэт Александр Городницкий на борту военного парусника «Крузенштерн» во время шторма сочинил стихи об эрмитажных атлантах. Сначала стихи ему совсем не понравились, но потом придумалась мелодия, и вышла песня. Эта песня так полюбилась народу, что считалась неофициальным гимном города, её пели все и везде – в походах, во время дружеских посиделок, на самодеятельных концертах. В 2018 году она стала официальным гимном Эрмитажа.

«Сегодня историческое событие в жизни Эрмитажа и в музейной жизни вообще, потому что ни у одного музея в мире нет никакой песни про него, а уж тем более никакого гимна. И вот сегодня, благодаря щедрости Александра Моисеевича, мы учреждаем гимн Эрмитажа. Это тот самый случай, когда постепенно время сделало песню «Атланты» нашим гимном», – сказал во время специальной церемонии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Какой идеально петербургский жест – сделать гимном главного музея не что-то бодрое или лирически-распевное, а эту нервную, тревожную, печальную песню, которую полагается исполнять под рваные гитарные аккорды.

Вот её текст:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его махину –
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то –
И небо упадёт.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.

Стоят они, ребята,
Точёные тела, –
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они навеки,
Упёрши лбы в беду,
Не боги – человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

На официальном сайте Александра Городницкого можно послушать эту песню в исполнении автора.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх