Антон ПАСТУХОВ
Людвиг ван Бетховен был очень любознателен. Его библиотека полнилась справочниками по разным отраслям науки. Композитор любил и художественную литературу – Гомера, Плутарха, Шекспира, Шиллера и, разумеется, Гёте.
Бетховен писал музыку к произведениям поэта (например, к пьесе «Эгмонт»). Их общая знакомая – писательница Беттина Брентано – вела переписку с обоими, рассказывая одному о другом. А в 1812 году Бетховен и Гёте наконец встретились в курортном городе Теплиц.
Трудно сказать наверняка, что они обсуждали на прогулках. В одном из писем Бетховен упоминал о совместных творческих планах.
Но их отличала разница в характере. Будучи видным государственным деятелем (министром герцога Веймарского), Гёте всецело принадлежал светскому обществу. В одном из писем Бетховен замечает, что автор «Страданий юного Вертера» дорожит придворной атмосферой больше, чем подобает поэту. Сам Бетховен считает всё это мелочью, мишурой.
Гёте тоже нашёл некоторые черты характера композитора одиозными и посчитал того «личностью необузданной». «Он не совсем не прав, считая мир отвратительным, – пишет Гёте, – но, конечно, такое отношение не делает мир лучше».
Широко разошлась одна легенда о двух гениях. Якобы как-то раз, возвращаясь с прогулки, они повстречали австрийскую императорскую семью. Гёте почтительно склонился перед высокими персонами. Императрица приветствовала Бетховена, эрцгерцог Рудольф снял перед ним шляпу, а тот, презрительно скрестив руки, прошёл мимо, едва кивнув. И даже отчитал потом Гёте за подхалимство.
В этой истории рельефно переданы характеры героев. Однако известно, что эрцгерцога Рудольфа в Теплице тогда не было. Гёте нигде не упоминает об этом случае.
Единственный источник – письмо Бетховена, якобы написанное Беттине Брентано. Беттина опубликовала этот документ после смерти участников событий. И, скорее всего, сочинила его сама. К моменту пребывания Гёте в Теплице она была с ним в ссоре и долгое время оставалась обиженной из-за того, что женатый Гёте не ответил взаимностью на её привязанность.
Что же касается подлинного отношения Бетховена к Гёте, то оно выражено им самим в следующих строках: «Восхищение, любовь и уважение, которые я в юности питал к единственному и бессмертному Гёте, сохранились».