Елизавета ТИМОФЕЕВА
В каникулы прошёл семинар для сотрудников гимназии по теме «Результаты воспитательного процесса: ожидание и реальность».
Освежили знания
Семинар начался со вступительного слова генерального директора гимназии «Альма-Матер» Татьяны Аяновны Щур. Она напомнила основную цель серии семинаров – определить сильные стороны системы воспитания в гимназии и обозначить аспекты, требующие доработки.
Далее речь произнёс доктор наук Олег Ермолаевич Лебедев – назвал задачи и цели, которые необходимо достичь в рамках этого семинара. Актуальность работы он связал со следующими обстоятельствами: социальная ситуация, внутрисистемные процессы в образовании (новые стандарты, усиление регламентации результатов) и изменения в поколениях учеников, которые уже заметны учителям и воспитателям, но ещё не зафиксированы аналитиками.
Затем с лекцией выступила кандидат философских наук Наталья Алексеевна Заиченко. После – кандидат философских наук Светлана Геннадьевна Баронене. Они напомнили сотрудникам обо всех смыслах, вложенных в понятие «воспитание», об ожиданиях от школ (у общества и государства эти ожидания разные), и разъяснили поправки, которые внесены в законодательство за последние годы. Кандидаты наук обращались к статистике – показывали результаты исследований Семёна Вершловского и Марины Матюшкиной (жизненные ценности подростков, их морально-этические ориентиры, компетенции).
Обсудили результаты воспитания
Для дальнейшей работы сотрудников разделили на семь групп – столько видов воспитательной деятельности обозначили в соответствии с федеральными государственными стандартами и программой воспитания «Альма-Матер».
Каждая группа подробно анализировала развитость личных качеств, необходимых для жизни и конкретно для обучения, сформированность социальной позиции; способности к определению своих ценностных ориентиров, к осознанному и ответственному выбору, к адекватной самооценке; соблюдение морально-этических норм.
Сотрудники работали с таблицами. В первом столбце были перечислены результаты воспитательной деятельности, относящиеся к одному из видов. Дополнительно внизу находились пустые поля, которые сотрудники могли заполнить самостоятельно при аргументации выбора. Во втором столбце расположились три шкалы. На них отмечали, насколько результат из первого столбца замечается, оценивается и достигается.
Во время работы сотрудники вели бурные дискуссии. Группа, разбирающая соблюдение этических и моральных норм, переживала о том, что они могут заметить и повлиять на поведение ученика только в стенах школы, а за пределами гимназии – нет. Другая группа обсуждала вопрос развития миролюбия, они вспомнили случай, когда ученики начали спорить на странице в социальной сети. Педагог обратил на это внимание, и конфликт урегулировали. Но далеко не все проблемы обсуждают на открытой стене.
В одной из групп беседа о цифровизации перетекла в обсуждение ответственности. Сравнивали дневники электронные и обычные. При работе с первыми записать задание должен учитель, а во втором – ребёнок. Это небольшой пример того, что ответственность с детей снимать нельзя точно так же, как и перегружать ей.
Модераторы и эксперты подвели итоги
На заключительном этапе модераторы каждой группы рассказали, с какими трудностями столкнулись при заполнении таблицы, выделили сильные стороны системы воспитания гимназии и отметили аспекты, требующие доработки.
Эксперты, выступавшие в начале семинара, присутствовали и на групповых обсуждениях. Они предложили идеи для воспитательной программы, оценили работу сотрудников.
Данные по всем трём семинарам перейдут в аналитический отдел «Альма-Матер» для улучшения системы воспитания в следующем учебном году.
Фото: Дмитрий КОЗЬЯКОВ