Елизавета ТИМОФЕЕВА
У третьеклассников впервые прошла мастерская творческого письма.
На подобных мастерских ребята работают с одним основным словом, определяющим тему, и близкими к нему по значению. Главное слово раскладывают по буквам, на каждую букву называют ассоциативно или логически связанные существительные. Затем подбирают эпитеты, сравнения и метафоры – наполняют лексическую копилку. После приступают к сочинению.
Темой третьеклассников была осень. Для погружения в атмосферу на уроке слушали «Осеннюю песнь» Чайковского, трогали, рассматривали и нюхали ветки рябины, шуршали листьями. Ощущения записывали. Примерили на себя роль художников и рисовали символ осени. Кто-то изобразил улетающих птиц, кто-то – образ волшебницы, кто-то придумал герб с дубовым листком.
Сочинения у ребят получились разные. Воодушевляющую работу написал Константин Серб:
«Утром, когда вышел на улицу, меня словно пронзило чувство красоты. Падающие листья, алые гроздья рябины. Всё было невероятно красиво. Когда я подошёл к берёзе, на меня холмиком осыпались разноцветные листья.
Это было замечательное время года!»
Волшебное сочинение у Анастасии Демидовой:
«Гуляя по саду, я чувствую приятный аромат листьев. Они так приятно ушам хрустят. Если посмотреть наверх, можно заметить, как с деревьев падают разноцветные листочки. А если посмотреть под ноги, то можно увидеть, что все листья разные. Осень будто сказка, а я – герой этой сказки».
Философский текст получился у Марка Короткова:
«Для меня осень – это прекрасная возможность почувствовать природу . Осень очень разная: красочная и солнечная, бывает дождливая. Я считаю, это хорошо. Осень – очень важная часть природы!»
Ритмичное повествование написала Татьяна Павлова:
«Как красива осень! Я иду по парку, золотые листочки падают на сырую землю. Уточки плавают по холодной реке. Белочки собирают припасы. Осень холодна, но приятна. Особенно, когда начинается листопад».
Учительница литературы Елена Владимировна Белина, проводившая мастерскую, рассказала:
– Я спросила ребят: «Почему сочинение редко называют среди любимых видов работы на уроках?». Выразительное чтение и чтение наизусть, пересказ, иллюстрирование и даже составление планов называют чаще. Ученики ответили: «Писать сочинения очень сложно, ведь нужно грамотно выразить мысли образным языком». Мастерскую я предложила третьеклассникам как витаминку творчества – приятную и полезную. Главное – раскрыться как личность, и это у них получилось.