Марина МУШКАТИНА, 11 класс
Недавно мне удалось побывать в столице Азербайджана, Баку. Я полюбила этот город сразу. Чем же он очаровывает?
Взгляд сквозь
Первое впечатление о Баку у меня сформировалось сразу же, в день прилёта. Дорогу от аэропорта до центра города освещал розовый закат над Каспийским морем, а в пути я увидела город в разрезе. Пригород Баку почти ничем не отличается от любого города в России – стоящие стеной хрущёвки и балконы-кладовки в них. Это неудивительно, всё же Азербайджан в прошлом был советской республикой.
Сразу после разнообразия советской архитектуры я оказалась в типичном европейском городе с коттеджами, а уже через пять минут ехала в современном мегаполисе – небоскрёбы, здания в стиле футуризм, стеклянные офисные центры и... классицизм? Верно, в Баку небоскрёбы соседствуют со зданиями, которым место скорее в Вене или Париже: ордерная система, отсылки к античности, колоннады. Если на свете и есть город, поражающий разнообразием смешанных в нем культур с первых минут, так это Баку.
Новый старый город
Второй день поездки подарил мне возможность посмотреть на Баку глазами человека, который знает о нём почти всё и любит его больше всех других городов мира. Нашей группе невероятно повезло с экскурсоводом. Вместо того, чтобы, как многие другие гиды, просто нагружать нас пустой фактологией, он дал возможность узнать Баку изнутри, услышать то, что не расскажут в путеводителях. Баку – это целый мир, и гостям в нём нужен проводник.
Каждый дом в Баку хранит в себе историю семей, которые в нём жили, и людей, которые там работали. Дворец Правительства интересен историями о его строительстве. После Первой Мировой войны на стройке работали пленные немцы. Однажды они подняли мятеж. Казалось бы, их многое могло не устраивать – качество жизни, условия труда, неволя, жестокость начальства. Нет! Порядочных и исполнительных немцев не устраивало качество цемента.
Любопытна и история создания памятника Ленину, стоявшего когда-то на дворце. Архитектор долго не мог высчитать размер статуи – она должна была стоять на боковом крыле, более низком, чем основное, при этом быть достаточно большой, чтобы уважить вождя, но не превышать высоту основного здания и не слишком давить на крышу.
Проблема решилась случайно, когда во время домашнего ужина друг архитектора искал, куда поставить только что опустошенную бутылку, и не придумал ничего лучше, чем водрузить её на макет Дворца, на то самое место, где должен был стоять памятник. Увидев это, архитектор вскрикнул от радости – размер бутылки идеально совпадал с пропорциями статуи.
Такие разные бакинцы
Баку всегда был полон этнического разнообразия. В нём жили азербайджанцы, армяне, русские, персы, евреи, и всем находилось место. Этим и объясняется разнообразие архитектуры – даже в историческом центре города, внутри крепостных стен, смешиваются эклектика, ампир, арабская архитектура и культовые сооружения четырёх религий – мусульманства, иудаизма, христианства и зороастризма.
Почти все они успели побыть государственными религиями Азербайджана – зороастризм пришёл от персов, иудаизм от Хазарского каганата (он никогда не включал в себя Баку, но север Азербайджана входил в состав каганата), христианство от Российской империи, а мусульманство является государственной религией Азербайджана в наше время.
Баку глазами писателя
Этническое разнообразие Баку, как и разница между его историческим центром и более современной частью невероятно точно и ярко переданы в известном на весь мир романе Кургана Саида «Али и Нино». Роман, действие которого происходит в начале ХХ века, рассказывает о любви азербайджанца-мусульманина Али хана Шиваншира и грузинки-христианки Нино Кипиани. «Али и Нино» – это своего рода слияние «Ромео и Джульетты» и «Войны и Мира» с кавказским колоритом.
О Баку написано много стихов и песен, причём каждый поэт воспевал самые разные стороны города. Например, среди стихов легендарного барда Александра Городницкого есть строки, посвященные «бакинской эклектике» – домах, которые строились на заказ и могли совмещать в себе любые элементы самых разных архитектурных стилей
Стою, куда не зная деться,
В Баку, на утреннем ветру.
Дома похожи на владельцев
По облику и по нутру.
Кичась былой своей осанкой,
Они бредут через века.
Вот этот дом венецианский
Приплыл сюда издалека.
А этот, голову набычив,
Надежно в землю эту врос,
Как нувориш-нефтедобытчик,
Краеугольный, как утес.
Другой известнейший поэт, который посвятил Баку не одно стихотворение – Сергей Есенин. Именно в Баку он чувствовал себя свободным и счастливым, именно Баку вдохновил его на некоторые из его лучших произведений. Чего стоят одни только «Персидские мотивы». Кстати, «Мотивы» были написаны именно в Азербайджане, хотя по легенде Есенин был уверен, что находится в Персии, куда долго упрашивал его отвезти. Но кто знает, написал бы он «Шаганэ ты моя, Шаганэ», если бы был в Персии.
Чёрное золото Каспийского моря
Кроме того, что Баку когда-то находился на шёлковом пути и был крупным торговым портом, Азербайджан известен как страна первого «нефтяного бума». В XIX веке на Каспийском море начали добывать нефть, и в первый же год уровень благосостояния города вырос в десять раз, а затем продолжал удваиваться с каждым годом.
Именно каспийским нефтяникам мы обязаны изобретением нефтяного танкера. Танкер «Зороастръ» был построен в 1878 году по проекту Людвига Нобеля. Причина этого нововведения кроется в неспокойных водах Каспийского моря. Перевозить нефть в бочках было не только невыгодно, но и опасно – один шторм, и вся нефть оказывается за бортом. Наливные танкеры быстро распространились по миру.
Ещё в Каспийском море находится первая в мире морская нефтяная платформа – Нефтяные камни. Это поселение – самая восточная сухопутная точка Азербайджана – находится в море и построено на семи затопленных кораблях, один из которых – списанный «Зороастръ».
Город с киноаппаратом
Баку можно назвать настоящим городом-кинозвездой. В Советском кинематографе Баку в свое время сыграл не один город в разных точках земного шара. Он успел побыть и Стамбулом в комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», и Буэнос-Айресом в «Человеке-амфибии», и Тегераном в детективе «Тегеран-43».
Вокруг кино можно построить целую прогулку по городу, своеобразную «охоту за кинокадрами».
Кухня
В любой кавказской стране кухня и культура застолий играют колоссальную роль, и Азербайджан – не исключение. В Азербайджане знают бесконечное количество способов приготовить мясо, птицу, рыбу или суп. Открытием для меня стала дюшбара – суп примитивный по сути, сложный в исполнении и вкусный настолько, что я с трудом удержалась от третьей порции. Дюшбара – наваристый куриный бульон с множеством маленьких пельменей, которые лепятся вручную. Если верить рецепту идеальной дюшбары, в одной ложке супа должно помещаться пятьдесят таких пельменей.
Азербайджанцы любят специи и мастерски добавляют их во все блюда своей национальной кухни. Больше специй они любят только варенье. В Азербайджане делают варенье из всего, что есть в доме: арбуз, дыня, алыча, айва, черешня, облепиха. А если вы любите компоты, в Азербайджане найдётся напиток, который вы точно никогда не пробовали, – компот из красного базилика.
Люди своего города
Конечно, в Баку есть известные достопримечательности, которые каждый день окружены туристами с фотокамерами, такие как Девичья Башня в центре старого города или храм зороастрийцев-огнепоклонников к северу от Баку. Среди современных музеев вы найдёте центр Гейдара Алиева, где можно узнать обо всём – от истории Азербайджана до особенностей национального костюма и музыкальных инструментов. Есть и исторически важные места – скажем, Разрушенная Башня в крепостной стене, получившая название после неудачного штурма города флотом Петра Великого. У бакинцев даже есть анекдот на эту тему: «Почему Пётр – Первый? Потому что он первый брал Баку. А почему Екатерина – Вторая? Потому что она вторая брала Баку». И правда, взять столицу Азербайджана оказалось не так просто – она стоит на полуострове Абшерон и постоянно обдувается сильными каспийскими ветрами. Один порыв – и нет больше флота.
Но город – не только достопримечательности и история, и даже не прежде всего они. Город – это его люди, повседневная жизнь каждого гражданина. Вражда семей, кровная месть, музыкальные вечера в гостиной богатейшего бакинца в ХIX веке, истории поэтов и купцов, которые приезжали в Баку и оставляли в нем частичку себя навсегда.
Когда я гуляла по старому городу, спокойно наблюдая за бездомными кошками, мне пришла в голову мысль: «Я ещё не уехала, а мне уже хочется вернуться». Это желание связывает меня со всеми, кто был в Баку, кто ещё будет в нём и кто живёт в нем прямо сейчас. А когда действительно пришло время уезжать, я почувствовала ту же тоску, что описывал Есенин, навсегда покидая столицу Азербайджана:
Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.
Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!
Хладеет кровь, ослабевают силы.
Но донесу, как счастье, до могилы
И волны Каспия, и балаханский май.
Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму…
Чтоб голова его, как роза золотая,
Кивала нежно мне в сиреневом дыму.