Интервью из будущего

Александра БАБАКОВА, 6 класс

Приветствую любителей всего умного и современного на ежегодной выставке «Технологии-2030: от инноваций к реальности» из Экспофорума в Санкт-Петербурге. В этом году стенды посвящены разрешению экологических проблем. Мы привыкли к комфорту и техническим устройствам, которые делают жизнь лучше и приятнее, но они потребляют много энергии. Процесс её создания оказывает негативное влияние на экологию планеты.

Я в павильоне компании «Тесла». Он посвящен прорыву в области возобновляемой энергетики в автомобилестроении.

Сенсация сегодняшнего выпуска – моим собеседником будет искусственный интеллект автомобиля «Тесла Модель Х». Этот автомобиль не только решает экологические проблемы, он уже достиг такого инженерного уровня, что может поддержать беседу с человеком и рассказать о себе.


– Как можно к вам обращаться? Первый раз веду деловую беседу с искусственным интеллектом…


– Ко мне можно обращаться по имени – Тесла.


– Тесла, расскажите, как стал возможен такой диалог?


– Создатели наделили меня искусственным интеллектом. В процессе развития не только менялись и улучшались механические части автомобиля, но и добавлялась электроника. Сначала всё было просто: установили радар, он видел препятствие и зажигал лампочку. Затем появились самоуправляемые системы, системы помощи водителю и, наконец, автопилот. Создан чип с производительностью 144 триллиона операций в секунду – система должна работать быстрее обычного компьютера в сотни раз.


Главное – каждая новая машина на дороге позволяет системе учиться. Сначала машина понимает, что она движется. Потом осознаёт, где находится, начинает видеть, что её окружает. После определяет движущиеся предметы, затем предсказывает положение предметов и других машин в пространстве. Для того, чтобы заговорить с вами, оставалось сделать небольшое усилие.


– Как учится искусственный интеллект?


– Это может показаться вам очень скучным. Люди анализируют изображения реальных ситуаций на дороге и помогают компьютеру понять, что происходит. Где здесь пешеходы, разметка, другие машины, дорожные знаки, дома. В результате внутри нейронной сети формируются правильные связи, и она начинает распознавать всё, что видит. Важно понимать ситуацию и предполагать варианты её развития. Фактически так же учится ребёнок, но у него получается гораздо быстрее. Его остаётся научить говорить.


– Если это так просто, почему мы не можем поговорить с другими машинами?
– Мы учимся очень и очень медленно, Компания «Тесла» начала первой, поэтому мы единственные добились результатов.


– Как машина будущего влияет на экологическую ситуацию?


– Мы электрические и не вырабатываем вредные вещества.
– А сколько выбросов происходит, пока автомобиль построят? Откуда электричество для зарядки батарей?


– Ох, вы хотите подробностей… Сейчас большая часть энергии производится из возобновляемых источников: ветра, солнца, воды, приливов и отливов.


– Но возобновляемые источники не стабильны.


– Это так. Нестабильность источников мешала развитию возобновляемой энергетики в мире. Сначала строили аккумуляторы – даже моя компания этим занималась. Проще говоря, батареи собирали заряд, когда было много энергии, и отдавали его, когда ресурсов не хватало. Теперь существуют автономные аккумуляторы для домов, которые могут работать вместе с солнечными и ветряными батареями. Эти источники помогают дому стать автономным.

– Но ведь это нелогично: мы используем металлы и дорогостоящие технологии в производстве батарей, а нагружаем их только время от времени?


– Вы правы, это не лучшее решение. Со временем, когда электромобилей стало много, люди поняли, что они, как батареи, могут накапливать и отдавать энергию.


Легковые автомобили стоят 90% времени эксплуатации. Посчитайте сами. Сколько времени автомобиль движется, а сколько проводит времени на парковке у дома, магазина или работы?
Технологии позволили соединить автомобиль сначала с домом: он стал аварийным генератором и накопителем энергии. Затем технологии развились: электромобили стали частью электрических сетей городов. Присоединяясь к сети на стоянке, они заряжаются и служат аккумуляторами. Отдают энергию в периоды активного потребления – немного от каждого автомобиля.


В результате производство энергии из возобновляемых источников стало нормой, а не исключением. Исчез основной недостаток этих систем – нестабильная мощность.


– С чем еще взаимодействует автомобиль будущего?


– Сейчас автомобиль подключен ко всему. Я связываюсь с дорогой и получаю сигналы от разметки, дорожных знаков, светофоров. Например, светофор светит красным и отправляет сигнал, который компьютер в автомобиле улавливает и помогает водителю остановиться. Эта система позволяет повысить безопасность и снизить потребление электричества.


Я общаюсь и с другими автомобилями: мы видим друг друга, информируем о начале манёвра, ускорении и замедлении. Дороги стали безопаснее, движение более плавным, а люди занимаются делами, почти не отвлекаясь на дорогу.


– Как живется пешеходам в мире, где машины ездят сами по себе?


– Ваш телефон тоже умный и в состоянии подать сигналы, которые дают мне возможность определить скорость и направление вашего движения. Так мы помогаем пешеходам чувствовать себя в безопасности.


– Кажется, я поняла, в чем ключ к успеху. Мало произвести энергию наиболее безопасным способом, её ещё надо с умом расходовать. Не так ли?


– Да. Вы видите, как изменения в начале XXI века привели в совершенно новый мир. Потребовалось создать самообучающийся компьютер и изменить подход к электромобилям. За этим последовало развитие технологий производства энергии из возобновляемых источников.


Теперь угроза экологической катастрофы отступила, страх перед парниковым эффектом и другими, как вы говорите, ужасами ушел. Главное, что дало импульс к изменению, – желание вас, людей, сделать мир лучше.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх