Никита БРАГИН, 11 класс

Кадр из фильма «Метрополис» (1927)

Архитектура в кино выступает не только в качестве декораций или фоном к основному действию – она играет важную роль. Расскажу об этом подробнее на примере отдельных фильмов.

Архитектура как пророчество

«Метрополис» режиссёра Фрица Ланга – один из первых фильмов, в котором важную роль сыграли сам город и его архитектура. По сюжету город разделен на два: верхний и нижний. В верхнем проживают люди, наслаждающиеся благами жизни. В нижнем же находится промышленный ад, где рабочие сутками трудятся и словно находятся в подчинении у гигантских машин, сравнимых с древними чудовищами.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927)

Фильм снимался во времена немецкого экспрессионизма. Воссозданный Фрицем Лангом город напоминает Нью Йорк с присущими ему чертами американского ар-деко. Во многом именно «Метрополис» повлиял на развитие темы архитектуры в кино – многие режиссёры и архитекторы в своих работах отсылают нас к стилю этого города. Фриц Ланг предсказал появление подобного стиля архитектуры в странах тоталитарного режима.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927)

Декорации без хромакея

Декорации — неотъемлемая часть любого фильма. Они помогают создать любую среду, в которой будет происходить действие. Часто обстановка в комнате позволяет раскрыть героя и способна рассказать о его жизни. «Время развлечений» Жака Тати – отличный пример использования декораций. Они изображают Париж 60-ых в модернистской эстетике, популярной в XX веке после окончания Второй мировой войны. Для этого стиля характерны черты минимализма.

Кадр из фильма «Время развлечений» (1967)

Кадр из фильма «Время развлечений» (1967)

Каждый фильм из серии «Звёздные войны» – тоже пример прекрасной работы декораторов. Для создания атмосферы обширного мира, космоса, планет и целых инопланетных городов было затрачено много финансов и творческой работы. Переместимся на задворки галактики на планету Татуин. Процесс съёмки проходил в Тунисе в одном необычном с точки зрения архитектуры городке Татавине, в честь которого и была названа планета. Дома местных жителей выдолблены в мягких породах.

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4: Новая надежда» (1977)

Уже на другой планете – Набу – мы видим иную архитектуру: дворцы и прочие строения отсылают нас в Константинополь VI века. Здесь используется обобщённый образ римской архитектуры – об этом говорят триумфальные арки и купольные здания. Некоторые строения Набу имеют реальные прообразы. Так, дворец Падме схож с форумом напротив колонны Константина. Часть дворца действительно снималась в самом форуме, но многие конструкции были созданы при помощи компьютерной графики.

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 2: Атака клонов» (2002)

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 2: Атака клонов» (2002)

Воздействие среды на человека

Окружающее пространство и архитектура влияют на эмоциональное состояние и психику человека. Цвет, форма тонко воспринимаются человеческим мозгом. В фильме «Сияние» главный герой постепенно теряет рассудок именно от окружающей его обстановки. В интерьерах отеля, где живёт герой, используются индейские мотивы, соответствующие орнаменты. Они отчетливо заметны на полах, коврах и витражах.

Кадр из фильма «Сияние» (1980)

Кадр из фильма «Сияние» (1980)

В фильме «Спящий» Вуди Аллен показал город будущего при помощи домов богатых промышленников – здания выполнены в бруталистской архитектуре. Текучие, необычные, причудливые формы американского брутализма ассоциируются у Вуди Аллена с будущим. Строения похожи на космические станции. Церковь Воскресшего Христа архитектора Джеймса Сэдлера в фильме выступает в образе футуристического Макдональдса.

Кадр из фильма «Спящий» (1973)

Герои советского кино на фоне советской архитектуры

В СССР 1930-1950-х годов на смену рационализму и конструктивизму пришёл сталинский ампир. Этот монументальный стиль во многом близок ар-деко, ампиру и неоклассике. Архитекторы той эпохи предлагали немало масштабных проектов , которые так и не удалось реализовать – скажем, Дворец Советов, на вершине которого должен был возвышаться огромный памятник Ленину.

Проект здания сессий Верховного Совета СССР

Во время реконструкции Москвы старые дома взрывали, на их месте возводили новые, некоторые вообще перемещали с одного места на другое. Это показано в фильме Александра Медведкина «Новая Москва» (1938) В «Иронии судьбы» (1975) Эльдара Рязанова интересно меняется восприятие архитектуры главным героем. В начале фильма под резку салатов мы не обращаем внимание на город и его архитектуру. Главный герой живет в типовом панельном доме. Режиссер использует приём, когда через архитектуру выражается настроение героев: появляются церковь, экспериментальные дома, уходит типовая застройка – герой влюблён, вокруг него всё меняется. Когда герой влюбляется, архитектура становится не типовой, а экспериментальной: окружающая среда отражает состояние человека.

Кадр из фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром» (1975)

И так в любом хорошем фильме: архитектура и декорации «играют» вместе с актёрами, помогают режиссёру показать настроение героев через задний план.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх