Никита БРАГИН, 11 класс
Архитектура в кино выступает не только в качестве декораций или фоном к основному действию – она играет важную роль. Расскажу об этом подробнее на примере отдельных фильмов.
Архитектура как пророчество
«Метрополис» режиссёра Фрица Ланга – один из первых фильмов, в котором важную роль сыграли сам город и его архитектура. По сюжету город разделен на два: верхний и нижний. В верхнем проживают люди, наслаждающиеся благами жизни. В нижнем же находится промышленный ад, где рабочие сутками трудятся и словно находятся в подчинении у гигантских машин, сравнимых с древними чудовищами. Фильм снимался во времена немецкого экспрессионизма. Воссозданный Фрицем Лангом город напоминает Нью Йорк с присущими ему чертами американского ар-деко. Во многом именно «Метрополис» повлиял на развитие темы архитектуры в кино – многие режиссёры и архитекторы в своих работах отсылают нас к стилю этого города. Фриц Ланг предсказал появление подобного стиля архитектуры в странах тоталитарного режима.Декорации без хромакея
Декорации — неотъемлемая часть любого фильма. Они помогают создать любую среду, в которой будет происходить действие. Часто обстановка в комнате позволяет раскрыть героя и способна рассказать о его жизни. «Время развлечений» Жака Тати – отличный пример использования декораций. Они изображают Париж 60-ых в модернистской эстетике, популярной в XX веке после окончания Второй мировой войны. Для этого стиля характерны черты минимализма. Каждый фильм из серии «Звёздные войны» – тоже пример прекрасной работы декораторов. Для создания атмосферы обширного мира, космоса, планет и целых инопланетных городов было затрачено много финансов и творческой работы. Переместимся на задворки галактики на планету Татуин. Процесс съёмки проходил в Тунисе в одном необычном с точки зрения архитектуры городке Татавине, в честь которого и была названа планета. Дома местных жителей выдолблены в мягких породах. Уже на другой планете – Набу – мы видим иную архитектуру: дворцы и прочие строения отсылают нас в Константинополь VI века. Здесь используется обобщённый образ римской архитектуры – об этом говорят триумфальные арки и купольные здания. Некоторые строения Набу имеют реальные прообразы. Так, дворец Падме схож с форумом напротив колонны Константина. Часть дворца действительно снималась в самом форуме, но многие конструкции были созданы при помощи компьютерной графики.Воздействие среды на человека
Окружающее пространство и архитектура влияют на эмоциональное состояние и психику человека. Цвет, форма тонко воспринимаются человеческим мозгом. В фильме «Сияние» главный герой постепенно теряет рассудок именно от окружающей его обстановки. В интерьерах отеля, где живёт герой, используются индейские мотивы, соответствующие орнаменты. Они отчетливо заметны на полах, коврах и витражах. В фильме «Спящий» Вуди Аллен показал город будущего при помощи домов богатых промышленников – здания выполнены в бруталистской архитектуре. Текучие, необычные, причудливые формы американского брутализма ассоциируются у Вуди Аллена с будущим. Строения похожи на космические станции. Церковь Воскресшего Христа архитектора Джеймса Сэдлера в фильме выступает в образе футуристического Макдональдса.Герои советского кино на фоне советской архитектуры
В СССР 1930-1950-х годов на смену рационализму и конструктивизму пришёл сталинский ампир. Этот монументальный стиль во многом близок ар-деко, ампиру и неоклассике. Архитекторы той эпохи предлагали немало масштабных проектов , которые так и не удалось реализовать – скажем, Дворец Советов, на вершине которого должен был возвышаться огромный памятник Ленину. Во время реконструкции Москвы старые дома взрывали, на их месте возводили новые, некоторые вообще перемещали с одного места на другое. Это показано в фильме Александра Медведкина «Новая Москва» (1938) В «Иронии судьбы» (1975) Эльдара Рязанова интересно меняется восприятие архитектуры главным героем. В начале фильма под резку салатов мы не обращаем внимание на город и его архитектуру. Главный герой живет в типовом панельном доме. Режиссер использует приём, когда через архитектуру выражается настроение героев: появляются церковь, экспериментальные дома, уходит типовая застройка – герой влюблён, вокруг него всё меняется. Когда герой влюбляется, архитектура становится не типовой, а экспериментальной: окружающая среда отражает состояние человека.И так в любом хорошем фильме: архитектура и декорации «играют» вместе с актёрами, помогают режиссёру показать настроение героев через задний план.