Елена ШАРКОВА
В импрессионизме милосердия
Столько, сколько радости и света…
Розоватым воздухом бессмертия
Подышу — так нравится мне это.
Александр Кушнер
15 апреля 1874 года в Париже открылась первая выставка импрессионистов.
До этой выставки они ещё так не именовались. Название родилось из-за картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (по-французски «Impression, soleil levant»). Моне дал имя картине случайно: его торопили, надо было срочно закончить каталог для выставки, времени на раздумья не оставалось. («Всё из-за меня, если уж на то пошло» — сказал он много позже в интервью.)
Дальше случилось вот что. Критик Луи Леруа, поражённый необычной манерой Моне, написал разгромную статью «Выставка импрессионистов» (если переводить дословно, то впечатлистов), в которой всячески издевался над работой художника.
Слово «импрессионисты» прижилось. Имя узколобого критика осталось в истории только потому, что он невольно дал название одному из крупнейших и прекраснейших течений в искусстве.
Что же в этой гениальной картине возмущало неподготовленных, привычных к реализму зрителей? Она казалась незаконченной. Порт Гавра изображён, как чудесный сон. Лодки на первом плане, очертания порта на заднем — всё мягко, расплывчато, нечётко, всё колеблется, переливается, течёт. Множество оттенков серого и синего дают отдых глазу, и даже оранжевое солнце не противоречит этому туманному спокойствию. Свободные мазки, намёк на атмосферу, а не точная имитация конкретного пейзажа… иным словом — впечатление. Именно этого и добивался Моне: показать своё впечатление от меняющегося мгновения.
Именно это и восхищает в импрессионизме.