Елена ШАРКОВА
В декабре 1893 года норвежский художник Эдвард Мунк впервые выставил картину «Крик».
Это одна из самых известных картин в мире. И одна из самых волнующих. Хотя написана она просто и даже скупо – мост, река, неестественно яркое небо, отделённый от других, очевидно одинокий, схватившийся за голову, кричащий… кто? человек?
О том, что его вдохновило, сам Мунк рассказывал так: «Однажды вечером я шел по тропинке, город был с одной стороны, а фьорд внизу. Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и посмотрел на фьорд — солнце садилось, и облака стали кроваво-красными. Я почувствовал крик, пронёсшийся сквозь природу; мне показалось, что я услышал крик. Я нарисовал эту картину, нарисовал облака, как настоящую кровь. Цвет взвизгнул. Это стало «Криком».
Исследователи до сих пор выясняют причину «визжащего» цвета неба в тот вечер. Версии разные: от очень красивой с участием вулкана Кракатау (его извержение в 1883 году породило огненные закаты по всему миру) до неприятных – некоторые считают, что небо было обычное, а на Мунка с его и без того слабым здоровьем подействовало соседство со скотобойней и психиатрической клиникой.
Это неважно. Что бы ни случилось, в результате Мунк написал шедевр.
Все мы хоть раз в жизни были в таком положении – в одиночестве, отчаянии, раздавленные, способные лишь на крик. Но кричит ли герой картины по-настоящему? Может быть, нет. И даже скорее всего – нет: это безмолвный крик не человеческого существа, а души, замершей от экзистенциального ужаса. Ужаса перед самой жизнью, перед чем же ещё.