О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Елена ШАРКОВА

7 августа (18 августа) 1782 года в Санкт-Петербурге торжественно открыли памятник Петру I – в год столетия его коронации.

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. Мельникова с рисунка А. Давыдова, 1782

Конных статуй уже тогда в мире было множество – и цари, и полководцы, ничего нового не придумаешь. Но поставить бронзового всадника на огромный Гром-камень, но хитро обеспечить устойчивость вздыбленного коня, но повернуть памятник лицом к сияющей Неве, к простору и свободе…

Екатерина II повелела, Этьен Фальконе придумал, его ученица Мари Анн Колло лепила голову Петра, Фёдор Гордеев изготавливал змею, Василий Екимов отливал статую, Юрий Фельтен руководил всем проектом – столько участников, ошибок, тревог, просчётов, столько нервной работы в течение шестнадцати лет. И всё-таки гениальная идея обрела гениальное воплощение.

Под пушечную пальбу со стоявших на Неве кораблей, из Петропавловской крепости и Адмиралтейства, под барабанный бой, в присутствии императрицы Екатерины памятник открылся взорам взволнованных горожан. Тысячи зрителей ожидали его открытия не только на земле, но и на крышах окрестных домов.

Александр Радищев описывал памятник так: «Крутизна горы, суть препятствия кои Петр имел производя в действо свои намерения; змея в пути лежащая, коварство и злоба искавшие кончины его за введение новых нравов; древняя одежда звериная кожа и весь простой убор коня и всадника, суть простыя и грубыя нравы и непросвещение, кои Петр нашел в народе которой он преобразовать вознамерился; глава лаврами венчанная, победитель бо был прежде нежели законодатель; вид мужественной и мощной и крепость преобразователя; простертая рука, покровительствующая, как ее называет Дидеро, и взор веселый, суть внутренное уверение, достигшия цели, и рука простертая являет что крепкия муж преодолев все стремлению его противявшияся пороки, покров свой дает всем чадами его называющимся».

Монумент стал одним из символов Санкт-Петербурга, неотъемлемой частью города, привычной и естественной. Народ овеял бронзового истукана легендами, Пушкин дал ему имя – Медный всадник – и положил начало многим литературным сюжетам с мистическим участием грозного памятника. Всегда – грозного, хотя фольклор и говорит о том, что Медный всадник защищает свой город.

Радищев в своём описании был подробен и точен, однако лучше Пушкина всё равно не скажешь:

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх