О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Елена СИДОРОВА

В этом году в Санкт-Петербурге вышла книга «Люди хотят знать. История создания «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина». Издатель – «Пушкинский фонд» при поддержке Фонда сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина.

Обложка книги. Изображение воспроизводится с разрешения издательства «Пушкинского фонда»

Что такое «Блокадная книга», ленинградцы знают хорошо. А молодые петербуржцы? Читали ли они её, слышали ли о ней?

Впервые в Советском Союзе

Советские писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин собрали в одну книгу рассказы людей, переживших блокаду. В семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия публикация личных историй блокадников стала настоящей сенсацией.

До этого в СССР о подвиге ленинградцев говорилось лишь официальным языком, общими красивыми словами.

«Блокадная книга» напоминала, как писал Адамович, «что нет красоты в войне, а жестокость, кровь, гадость».

Потрясённые читатели узнавали страшные подробности повседневной жизни блокадников из первых рук. Книгой зачитывались, над ней рыдали, а ленинградцы послевоенных поколений во время чтения бегали проверять, есть ли в доме запасы еды, – это была типичная реакция.

Однако к изданию «Блокадной книги» авторы шли трудно – советская цензура была против. Сначала на протяжении пяти лет публиковались отрывки в журналах, и только в 1982 году в Москве и в 1984 году в Ленинграде «Блокадная книга» вышла… хочется сказать – целиком.

Совсем не целиком

Первоначальный вариант цензура порезала очень сильно. Убрали эпизоды и даже целые главы, в которых намёками и впрямую говорилось: эвакуация была организована плохо, в Ленинграде процветал чёрный рынок, подделывались хлебные карточки, а рядом с умирающими от голода людьми жили сытые горожане – работники общепита, домовых контор, партруководители.

Авторов обвиняли в «смаковании ужасов», «развенчивании подвига», замалчивании роли партии и комсомола. Вот отрывок из секретного письма в ЦК КПСС: «А. Адамович и Д. Гранин в самом начале книги пишут (…) что «пришло время», «люди хотят знать», «людям надо»… Такая авторская посылка может породить у читателя сомнение во всесторонности и правдивости имевшегося до сих пор освещения в нашей литературе периода ленинградской блокады».

Но главной фигурой умолчания было число жертв блокады. Именно за попытки публикации этих данных партаппарат ополчился и на историков, и на авторов «Блокадной книги».

Удивительно, что она вообще вышла.

Вырезанные главы постепенно появлялись в постсоветских изданиях «Блокадной книги» вплоть до 2014 года.

Впервые в России

Именно об этом – как правда о блокаде пробивалась к читателям – рассказывает книга «Люди хотят знать…».

Она необычного формата – большая, не полистаешь лёжа. С ней надо работать, сидя за столом: здесь есть что изучать.

Архивные материалы из фонда Даниила Гранина в ЦГАЛИ СПб (Центральный государственный архив литературы и искусства) и личного архива Алеся Адамовича. Рассекреченные документы. Вёрстка с авторской, редакторской и цензорской правками. Страница за страницей уникальных свидетельств – можно буквально по главам следить, что именно вырезала цензура из «Блокадной книги».

Письма читателей – от благодарственных («Идёт накопление правды, которая ещё будет сказана во всём объёме»») до обличающих («Где партийный руководитель, идейный организатор всех наших побед?»).

Фотографии героев. Рисунки блокадных художников. Воспоминания самих авторов.

Прорвавшиеся голоса

Петербургский писатель Наталия Соколовская, составитель книги, вспоминает в предисловии утверждение Бродского: «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор». Именно хор заговорил в «Блокадной книге» – множество людей, долго молчавших о своих небывалых страданиях. Алесь Адамович писал, что блокадники, согласившиеся на исповедь, вырвались «из одиночества знания всей правды о человеке».

Три голоса солируют в этом хоре – учёный-историк Георгий Князев, молодая мать двоих детей Лидия Охапкина и шестнадцатилетний мальчик Юра Рябинкин. Их блокадные дневники показывают разные судьбы и характеры, но сходятся в одном: в момент наивысшего напряжения сил, когда уже ясно видно лицо смерти, человек раскрывается весь, полностью, и в первую очередь для самого себя.

Книга «Люди хотят знать…» – о том, что эти голоса могли не прозвучать.

Но они прозвучали и услышаны. Обе книги живут – и должны быть в доме каждого петербуржца.

Вёрстка с правкой: вычеркнуты слова «пришло время», «люди хотят знать», «людям надо». Изображение воспроизводится с разрешения издательства «Пушкинского фонда»
Вычёркивали целыми страницами. Изображение воспроизводится с разрешения издательства «Пушкинского фонда»
Это не редакторская, а цензорская правка. Изображение воспроизводится с разрешения издательства «Пушкинского фонда»
Рисунки с натуры неизвестного ленинградского подростка. Изображение воспроизводится с разрешения издательства «Пушкинского фонда»

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх