О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Борис КОЗЛОВ, 9 «А» класс

Процесс формирования русского государства начался задолго до призвания Рюрика в 862 году.

Объединялись предшествовавшие государству общества, которые могли быть основаны как на кровной связи, так и на территориальной, а равно и на обеих. В силу того, что общества, проживавшие на восточно-европейской равнине, не были кочевыми, но имели оседлый образ жизни, они формировались по территориально-родовому принципу. Сначала общества образовывали задруги, после общины, а далее и волости. Эта эволюция имела такой принцип: родовая связь ослаблялась, тогда как территориальная — усиливалась, что является важнейшим фактором формирования государства. В целом высшей формой территории была земля как союз волостей и пригородов под властью старшего города.

Призвание варягов на княжение в русские города не означает неразвитость русских княжеств, напротив — придя на княжение и начав экспансию, князья-варяги застали везде готовый государственный строй. Прибытие и распространение власти династии Рюриковичей в IX и X веках не вполне изменило прежнего быта: верховенство киевского князя над всеми другими было неполноценным, мнимым, ведь он был только представителем русских княжеств и ручался за них перед иностранными государствами, а сами они зависели от него лишь в уплате дани от военных походов, которые совершались добровольно и ради добычи. Своей самобытности лишились несколько княжеств, среди которых — Древлянское, подчиненное сначала Игорем, а позже и Ольгой.

Династия Рюриковичей начала процесс сближения русских земель, так как удельные князья были финансово зависимы от киевского князя, а его дети становились самими этими князьями. Таким образом, удельная система повела не к раздроблению мнимого единства государства, а к большему слиянию прежних раздельных земель.

В XII веке в каждой земле начали образовываться особые линии княжеского рода, претендовавшие на владение этой землей как вотчиной. Можно подумать, раздробленность усиливалась, но нет, в реальности всё происходило наоборот. Каждая земля стала делиться на множество княжений по числу представителей рода, но они не стали новыми государственными единицами. Пригородные князья лишь заменили посадников, не имели никакого суверенитета во внешней политике, но обладали общим на всю землю представителем.

Из-за того, что ни в одной земле не было единоличного князя, часто происходили внутренние войны, возникавшие не только из вражды князей между собою, но и из соперничества между землями. При этом войны велись от лица целых земель в интересах этих самых земель. Сохранение внутренней целостности земель в конце XII века засвидетельствовано летописцем в знаменитой формуле: «Изначала Новгородцы, Смольняне, Кияне, Полочане и все власти на веча сходятся, и на чем старейшие порешат, тому следуют и пригороды». Из этого следует, что и в конце XII века государственное устройство состояло не в княжеских отношениях, а в земских (старших городов к пригородам), и само понятие государства относилось не к княжениям, но к землям. В начале XIII века, когда дробление княжеств достигло крайней степени, в сознании современников Русь представлялась, однако, не как пёстрая сеть этих княжений, а как союз тех же земель, которые существовали с IX века.

С конца XII и в начале XIII века соседние земли начинают группироваться в более крупные государственные единицы: северо-восточную, центральным зерном которой стала земля Суздальская, и юго-западную, в центре которой стояла Галицкая земля. Это послужило переходом к образованию в следующем периоде двух больших государств: Московского и Литовско-русского. Всеволод Суздальский и Роман Волынский как представители вышеупомянутых государств боролись за колеблющиеся земли, а именно за Киевскую и Черниговскую. В итоге именно преемник Романа Даниил Галицкий распространил свою власть на Киев, тем самым создав могущественное и обширное королевство, ибо сам он стал православным королем Руси. На севере дело Всеволода продолжил Александр Невский, современник Даниила.

Таким образом, дело основания единодержавия начато задолго до татар. Со временем тенденция к концентрации проявлялась всё сильнее.

Число и внешний состав древнерусских земель не могли оставаться неизменными в течение долгого периода, при постоянных столкновениях с соседями-кочевниками. После различных изменений окончательно утвердилось десять самобытных государственных единиц, которые и в следующем периоде, войдя в состав государств Московского и Литовского, продолжали в них своё бытие в качестве отдельных провинций.

На этом закончим второй материал в цикле заметок об истории русского права. Ожидайте продолжения.


^ Наверх