Гость рубрики «Сделано выпускниками» — выпускница гимназии «Альма-Матер» 2003 года Анна Дмитриевна ЩУР, педагог-психолог гимназии, создатель диагностического класса для детей с особенностями развития. Беседу ведёт десятиклассник Никита КОЛЕСНИКОВ.
— Для кого создан диагностический класс?
— Для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): с логопедическими проблемами, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройством аутистического спектра и другими.
Мы не берём детей с нарушениями слуха, зрения и ребят с нарушениями опорно-двигательной системы. Для них нужно специально оборудованные помещения. В городе есть хорошие центры, нет смысла составлять конкуренцию.
— Как у вас появилась идея создать такой класс?
— Года четыре назад я стала работать в медико-психолого-педагогической комиссии Центрального района и чаще видеть детей с ОВЗ. Обычно такие дети ходят в государственную школу и дополнительно посещают безумное количество кружков, дополнительных занятий в центра развития. Это очень затратно и по времени, и по деньгам. Хотелось создать все условия для обучения и развития детей с ОВЗ в одном месте, чтобы родители могли привезти ребёнка утром, а забрать вечером. И мы создали такой класс. У нас ребёнок учится, посещает дополнительные развивающие занятия, у него много внеурочной деятельности и, конечно, есть прогулки и отдых. То есть полный комплект.
— Как готовились к открытию?
— Основное, что надо было сделать, — найти человека, который готов заняться этим отделением, понимает все тонкости обучения детей с ОВЗ. Это была непростая задача, но мне повезло, мне порекомендовали Екатерину Владимировну Банникову. Опытный человек, педагог-дефектолог с двадцатилетним стажем, работающий с очень сложными детьми в обычной государственной школе. Она согласилась взять на себя тяжёлый труд — организовать новый отдел с нуля. Мы построили новое помещение, закупили необходимое оборудование, нашли нужных специалистов, создали необходимую документацию и начали приглашать детей.
— Какие сложности у преподавателей в общении с детьми?
— В основном поведенческие: наши дети легко переутомляются, быстро устают, могут стать апатичными или очень активными, плаксивыми или чрезмерно весёлыми. При этом учебный процесс должен продолжаться, ведь мы образовательное учреждение, а не «уход и присмотр».
Но если работают специалисты, то это не сложности, это задачи, которые надо решать.
— Есть ли у ребят какая-то внеурочная деятельность?
— Да. Её очень много. Поскольку у нас дети находятся до вечера, есть разные развивающие занятия, чтобы ребёнок не переутомлялся. Например: музыкальные, логопедические, психологические, спортивные, расслабляющие. Обязательно спортивные занятия и прогулки, это смена вида деятельности. Может, вы видели двух наших прекрасных мальчиков, которые ходят на физкультуру в спортзал.
— Я на сайте заметил, что у вас есть разное интересное оборудование. Какие технологии вы используете при обучении? И, возможно, какие-то специальные методики?
— Например, у нас нет обычной доски, дети сразу учатся работать на электронной доске. Потом мы применяем БОС-терапию («биологическая обратная связь») — метод, развивающий у ребёнка навыки самоконтроля и саморегуляции организма, помогающий улучшить общее состояние для повышения мозговой активности. Для работы с этой аппаратурой приходит нейрофизиолог. У логопедов тоже есть разные свои штуки, например, оборудование Forbrain. Одеяло с утяжелителями очень хорошо для детей — они могут накрыться и почувствовать себя в безопасности. Все для песочной и арт-терапии. Обязательно в своей работе используем «Визуальное расписание» как в индивидуальной, так и в групповой работе. И, конечно, оборудованная по последнему слову сенсорная комната.
— Что это такое?
— Комната для релаксации и игровая-развивающая зона. Ребёнок может лечь-полежать, посмотреть на звёздное небо, поиграть с шариками в сухом бассейне, отдохнуть, «перезагрузиться». Здесь стоит воздушно-пузырьковая панель — наши дети её очень любят, она помогает им расслабиться. Дети проводят в сенсорной комнате много времени, они не только отдыхают, но и играют и развиваются.
— Возможен ли переход учеников в обычный класс?
— Всё зависит от ученика. Ребёнок должен быть готов к изменениям в окружающей среде. Пока мы начали инклюзию с очень простых вещей. Посещение общей столовой и спортивного зала. Дети постепенно привыкают, что есть другие люди, другие стены, другие запахи и цвета. После того, как ребёнок пройдет этот этап адаптации, можно будет переходить к следующему — посещение мероприятий и так далее до обучения в классе. Всё возможно при условии, что для детей это безопасно.
— Диагностический класс уже 2 года работает. Можно ли сказать, что цели достигнуты?
— Не все. В среднем на раскрутку нужно лет пять, два года — это очень маленький срок. Впереди у нас еще много непокоренных вершин.
— Теперь от диагностического класса перейдем к вашему школьному периоду. Что вам дало обучение в нашей школе?
— Умение учиться — это раз. Определённый социальный круг —это два. И очень чёткое понимание ценностей — это три. Все это мне помогло в дальнейшей жизни.
— Что посоветуете нам, нынешним ученикам гимназии?
— В нашей гимназии дети находятся в очень комфортных, дружественных и человеческих условиях, тебя понимают, уважают, к тебе хорошо относятся. И да, тут всегда идут навстречу, даже когда кажется, что это не так (в подростковом возрасте часто кажется, что это не так). А вот выходя в большой мир, можно столкнуться с его жёсткостью и жестокостью, поэтому не расслабляйтесь и цените то отношение, которое сейчас есть.
А ещё берите по максимуму всё, что здесь дают. Всё пригодится. Зачастую дети говорят: «Ой, зачем мне знать этот предмет, я никогда не буду химиком». Совершенно неизвестно, какие знания тебе могут понадобиться в жизни.
И, конечно, друзья. Школьные друзья и связи остаются навсегда, несмотря на годы и расстояния.
Анна Щур — окончила гимназию «Альма-Матер» в 2003 году, училась в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском институте, в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете, СПбГУ и РАНХиГС (кафедра государственного и муниципального управления). Имеет специальности «врач-психиатр», «детский семейный психотерапевт», «менеджер». Открыла в гимназии «Альма-Матер» диагностический класс для детей с особенностями развития.