О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Елизавета ТИМОФЕЕВА

О занятиях физкультурой в гимназии «Альма-Матер» рассказывают наши учителя.

Учителя Виктория Владимировна Строганова и Владимир Сергеевич Лукьянчиков вместе с гимназистами / Фотография из архива гимназии «Альма-Матер»

Их двое

В «Альма-Матер» эти уроки ведут Виктория Владимировна Строганова и Владимир Сергеевич Лукьянчиков.

Виктория Владимировна окончила национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени Петра Лесгафта. Уже во время обучения работала хореографом в детском саду и тренером по гимнастике. После университета устроилась в «Альма-Матер» и трудится здесь уже двадцать девять лет.

Владимир Сергеевич в гимназии шесть лет. Вообще, он специалист по сервису и туризму, но прошёл профессиональную переподготовку. Учитель увлекается баскетболом и много лет подряд ездил вожатым, воспитателем или физруком в летние лагеря.

Как проходят уроки

В 2011-2012 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях России ввели обязательный третий урок по физической культуре. А в «Альма-Матер» так было всегда: два — стандартных, один — аэробика. Сейчас ещё есть ритмические танцы (внеурочная деятельность, преподаватель — Полина Николаевна Дочкина).

Занятия проходят в трёхэтажном спортивном комплексе. В нём имеется всё необходимое: один большой зал (чуть больше стандартного волейбольного поля), второй — для танцев, третий — для гимнастики и шахматным классом. Удобства тоже есть (душевая, туалет, раздевалка, гардеробная). Предусмотрены даже места для болельщиков.

Уроки по физкультуре начинаются не раньше третьего урока (первые часы обучения отводят наукам). Сначала детей учат азам (правильному дыханию, разминкам), затем переходят к упражнениям, потом — к играм в волейбол, баскетбол и другим. Ребят помладше легче побудить следовать программе.

— Со всеми детьми мы занимаемся гимнастикой: делаем опорные прыжки через коня, упражнение в висе на перекладине, подъёмы с переворотами, подтягивания, кувырки, — рассказывает Виктория Владимировна. — Ещё проводим круговые тренировки (из кроссфита), даём несколько видов упражнений на разные группы мышц. С малышами больше занимаемся равновесием — ходим по бревну, забираемся на гимнастическую стенку. В особый восторг детей приводят прыжки со стенки и через бревно. Они выполняют задания со страховкой, но энтузиазма от этого не меньше.

— А вот начиная класса с седьмого, — подхватывает Владимир Сергеевич, — желания заниматься меньше. Ученики реже хотят выполнять упражнения, хотя мы их и так не перегружаем. Например, тренируя выносливость, не заставляем бегать больше десяти кругов и позволяем самостоятельно выбирать темп. Но дети всё равно чаще просят поиграть с мячом.

Для некоторых ребят выполнить стандартные упражнения не составляет труда, но другим это противопоказано врачами. Если же здоровые ученики начинают откровенно увиливать от занятий, учителя принимают меры.

— Есть программа, которую мы должны выполнить, поэтому заключаем с детьми договор: чем быстрее выполним упражнения, тем больше развлечёмся в конце урока. Играть хотят всегда, и этот компромисс устраивает всех, — продолжает Виктория Владимировна.

Защищая честь школы

Другой способ мотивирования — победа на соревнованиях. Ребятам нравится процесс — пропускать уроки, выезжать с командой в другие школы, неформально общаться, проявлять себя и побеждать. Игры они потом могут обсуждать неделями.

Каждый учебный год начинается с соревнований по лёгкой атлетике. Только после них можно участвовать в следующих испытаниях. Районные соревнования проходят по пионерболу, волейболу, шахматам, настольному теннису, баскетболу, футболу и мини-футболу. Главная особенность — профессионалы не допускаются.

— В гимназии учатся профессиональные спортсмены, но постоять за честь школы им не разрешают, — говорит Владимир Сергеевич. — Они только помогают как тренеры. Единственный раз, когда они могут играть, — в конце года на турнире по футболу «Кожаный мяч». Несколько лет назад мы участвовали со сборной седьмых-одиннадцатых классов и заняли второе место в районе.

Разный возраст участников команды не мешает ребятам находить общий язык.

— Многие у нас ходили в один детский садик, занимаются в одной секции, живут по соседству или хотя бы общались на школьных мероприятиях. Дети из больших семей хорошо знакомы с кругом общения братьев и сестёр, они ходят друг к другу на дни рождения. Только переехавшим из других стран нужно время на адаптацию — это нормально, и они быстро притираются.

Побеждаем и проигрываем достойно

Труднее всего на соревнованиях детям даются командные виды спорта. В стенах гимназии ребята чувствуют себя комфортно и уверенно, но районные состязания обычно проходят в спортивных залах других школ.

— В первый раз дети теряются, — делится Виктория Владимировна. — В незнакомой обстановке сложнее собраться, отвлекает цвет стен, непривычные размеры зала и освещение — всё вокруг. Психологическое давление оказывают и соперники, некоторые считают нормальным оскорблять и толкать других.

Наши учителя физкультуры одиннадцать лет приучают детей к уважению соперника, воспитатели делают то же самое — по отношению ко всем людям. Ребятам объясняют нормы поведения, границы допустимого, основные правила игр и требуют их соблюдать. Поэтому дети не ждут подставы, играя в своём зале. Вне гимназии им трудно смириться с иным положением дел. Владимир Сергеевич рассказал, что происходит дальше:

— Некоторые разочаровываются и перестают участвовать, играют только со своими. Другие осознают и принимают причины поражения, затем больше готовятся (физически и психологически) к новым состязаниям. На районных этапах участвуют лучшие спортсмены нашей школы, и им хочется побеждать всегда, поэтому они идут к цели.

— Мы проводим беседы, чтобы справиться с неудачами, — добавляет Виктория Владимировна. — Гораздо чаще уверенность в себе возвращается, и дети продолжают стараться.

Ребята очень хотят участвовать в соревнованиях, но некоторые испытания мы пропускаем. Учеников в «Альма-Матер» гораздо меньше, чем в среднестатистической общеобразовательной школе, поэтому отстаивают честь гимназии одни и те же дети, которых не всегда можно снять с урока.

Спартакиада и другие домашние соревнования

Состязания устраивает и сама гимназия. Каждый год для всех учеников проходит спартакиада. Команды соревнуются в разных навыках, а победителей награждают кубками, медалями, грамотами и сладкими призами.

Для маленьких учеников придумали «Зимние забавы». Как только выпадает снег, в Таврическом саду проводят спортивные игры.

— Разнообразие очень важно, мы хотим поддерживать у детей интерес. Поэтому на мероприятия гимназии приглашаем как можно больше людей: учеников, учителей, родителей, — рассказала Виктория Владимировна. — До короновирусной инфекции мы ещё устраивали турниры между преподавателями и детьми, детьми и родителями, родителями и учителями. Собираться вместе теперь сложнее.

В нашей команде рады всем

К ученикам, у которых возникают проблемы с физкультурой (из-за неуверенности и других причин), особый подход.

— Мы поддерживаем их вдвое больше, — говорит Виктория Владимировна. — Акцентируем внимание на том, чтобы упражнение просто получилось. Нас с Владимиром Сергеевичем на уроке двое, поэтому один может заниматься с классом, а второй — тренироваться с кем-то отдельно.

Во время командных игр и соревнований тоже участвуют все. Это учит детей терпению, взаимопониманию, умению справляться с разными ситуациями.

— В команде всегда нужно друг друга поддерживать, несмотря на неудачи, — подытожил Владимир Сергеевич.

Фотография из архива гимназии «Альма-Матер»
Фотография из архива гимназии «Альма-Матер»
Фотография из архива гимназии «Альма-Матер»
Фотография из архива гимназии «Альма-Матер»

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх