О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

Марина МУШКАТИНА, 10 класс

Представьте, какой стала бы жизнь, если бы чувство раздражения угнетало вас ежесекундно, а виноват в этом был ваш собственный слух. То, что для большинства является кошмаром, – реальность для людей, страдающих мизофонией.

Рисунок автора

Вездесущий раздражитель

Не удивляйтесь, если это слово вы слышите впервые, – не каждый психолог в мире о нём знает. «Мизофония» с древнегреческого переводится как «ненависть к звуку». Выражается она в повышенной раздражительности, вызванной повторяющимися назойливыми звуками. У каждого мизофоника набор звуков-раздражителей разный, самые распространённые – чавкание, причмокивание, храп, сопение, цоканье, различные шорохи и постукивания.

Казалось бы, кому такие звуки нравятся? Вряд ли многие наслаждаются громким чавканием за столом. Отличие мизофоников от других людей в том, что раздражители пробуждают в них агрессивную реакцию, и отвлечься от этих звуков человек не может, как бы ни пытался. Игнорировать тоже не получается – ухо «цепляется» за раздражитель, и мизофоник начинает паниковать. Включается инстинкт «бей или беги», мозг не способен думать ни о чём другом и требует срочно избавиться от источника надоедливых звуков.

Но звуки окружают нас везде, а значит и опасность может скрываться в любом звуке, который воспринимается человеческим слухом.

Что думают психологи

Мизофония – заболевание распространённое, но найти людей с официальным диагнозом почти невозможно. Как же так вышло?

Оказывается, учёные заинтересовались этой темой совсем недавно – первые серьёзные исследования проводились в 2011 году. Основных причин, почему психологи и психиатры мало знают о мизофонии, две.

Во-первых, мизофония часто воспринимается как дополнительный симптом или разновидность других отклонений, таких как обсессивно-компульсивное расстройство. Мало врачей выделяют её как отдельное заболевание.

Во-вторых, зачастую то, что изначально кажется раздражением из-за звуков, оказывается повышенной раздражительностью ко всему. Это может послужить поводом для постановки другого диагноза.

Мнения по поводу того, что служит происхождением мизофонии, также расходятся. Однако если воспринимать её как отдельное заболевание, самыми популярными теориями будут травма и врождённое нейроотличие.

Две теории

Первая теория гласит, что мизофония появляется в результате психологической травмы. Если причина сильного стресса – другой человек, может возникнуть неприязнь ко всему, что с этим человеком ассоциируется, в том числе к каким-то звукам, которые он издаёт. Переживаете из-за человека с постоянным кашлем? Не исключена негативная реакция на кашель в принципе.

Вторая теория связана с врождёнными нарушениями в строении мозга, при которых его работа отличается от работы мозга обычного человека, – отсюда и выходит термин «нейроотличие». К другим нейроотличиям относят расстройства аутичного спектра, дислексию и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Из-за нарушений в работе слухового нерва информация, которую слуховой аппарат передаёт мозгу, вызывает негативную эмоциональную реакцию. Мозг фиксируется на постороннем шуме, сосредотачивает на нём всё внимание, что значительно усложняет жизнь.

Я – мизофоник

Степень влияния мизофонии на жизнь может отличаться для разных людей. Кто-то с трудом, но терпит каждый день, пытаясь сделать всё возможное, чтобы жить с этой проблемой. Для кого-то мизофония становится настоящей трагедией, и в таком случае приходится идти на радикальные меры.

Я живу с мизофонией уже долгие годы. Сложно сказать, когда она появилась, была ли всегда со мной или развилась с годами, но она успела стать большим препятствием для достижения многих целей. Я не могу ездить в летние лагеря и школьные поездки, если знаю, что проживание будет не одноместным, – спать в одной комнате с другими людьми для меня невыносимо. Я редко ем с семьёй и почти не хожу в рестораны, а если и хожу, вынуждена сидеть в наушниках. За обедом в школьной столовой я сижу у стенки, чтобы не слышать, как стучат ложки одноклассников.

Самым большим испытанием для меня стала учёба в классе. Кто-то болеет и шмыгает носом, кто-то перешёптывается, учитель скрипит мелом, а сосед по парте усердно грызет карандаш. Смена школы и переход на индивидуальное обучение (один на один с учителем в закрытом кабинете) стали для меня единственной возможностью получать образование – концентрироваться в классе я не могу.

Ушами очевидцев

У каждого мизофоника своя история. Мой друг Элиан, который и познакомил меня с этим термином, когда я не могла понять, что со мной происходит, рассказал, как мизофония повлияла на его жизнь:

«Впервые мизофония начала у меня проявляться примерно с тринадцати лет. Я понял, что это такое, только пару лет спустя, увидев пост о мизофонии с описанием ощущений, схожих с моими. В тот момент стало понятно, что, оказывается, не у всех так.

Мой основной раздражитель — звуки, которые люди издают во время еды. Поэтому я стараюсь не есть с другими людьми, либо есть в берушах или в шумном месте вроде кафе.

Из-за мизофонии у меня сформировалась полуосознанная привычка громко ронять предметы, включать воду в кране на полную мощность, повышать голос при разговоре или вовсе уходить из комнаты, если я понимаю, что не могу избежать звуков (например, забыл беруши). Это заглушает чужие звуки и помогает отвлечься.

Наиболее неприятно, наверное, то, что расстройство прогрессирует, и со временем раздражителей становится всё больше. Например, помимо первого и основного (звуки жевания и им подобные) добавились триггеры на чихание, напевание под нос, гнусавый простуженный голос, а также, что было самым удивительным, — на слова с чередованием «п» и «к» (например, «парковка»).

Вместе с увеличением количества раздражителей со временем усиливается и ответная реакция. В первую очередь возникает такое чувство, словно голову что-то сдавливает снаружи, весь фокус внимания мгновенно переходит на звук, и иногда самостоятельно отвлечься не получается: остаётся только ждать, когда станет полегче».

Почему об этом важно помнить

Человек, не испытавший похожих ощущений, не способен в полной мере понять мизофоников. Но важно понимать: в такой ситуации может оказаться любой человек из вашего окружения или кто-то, кто прямо сейчас находится с вами в одной комнате.

В ваших силах сделать пребывание рядом с вами приятнее для других людей. Даже если вы не знаете наверняка, есть ли рядом с вами мизофоники, будьте немного внимательнее: попробуйте жевать жвачку немного тише, есть немного аккуратнее, не шептаться на уроках – это не сложно, а окружающим сильно облегчит жизнь. Тем более отвлекающие звуки во время урока мешают всем – ученикам, учителю, вашему соседу по парте. Только внимательно относясь к потребностям друг друга, можно создать комфорт для всех.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх