Марина МУШКАТИНА, 10 А класс
Каждый год школьникам даётся возможность поучаствовать в олимпиадах. Узнаем же, зачем они нужны, как к ним готовиться и что даёт победа.
Пишу на основании собственного опыта: я могу назвать себя олимпиадным ветераном. Я не только каждый год принимаю участие во всероссийских олимпиадах, но и пять раз выходила на региональный этап, один раз став призёром и один раз – победителем.
Такие разные конкурсы
Многие ошибочно полагают, что олимпиады бывают только всероссийские. Да, ВСОШ (Всероссийская Олимпиада Школьников) – самая известная из них. Она бесплатная, её пишут во всех школах, и каждый год осенью ученики принимают решение, писать олимпиаду или не писать. У этой олимпиады четыре тура – школьный, муниципальный, региональный и заключительный (всероссийский).
Однако помимо ВСОШ есть и другие, не менее интересные конкурсы. Есть университетские, так называемые «вышкинские» олимпиады, которые организуют вузы. Есть платные конкурсы, – многие помнят их ещё с начальной школы: математический «Кенгуру», «Русский Медвежонок» по языкознанию и «Британский Бульдог» по английскому языку. Некоторые ребята в своё время принимали участие в «Ломоносовском турнире» – там ученик выбирает неограниченное количество предметов для конкурса.
Нужно ли готовиться
Всё зависит от этапа олимпиады и предмета.
Если речь идёт об иностранном языке, стоит повторить грамматику, но вряд ли получится за короткое время натренировать себя говорить на языке – вы либо говорите на нём, либо нет. Личный совет от меня – не мудрите в эссе и сочинениях. Иногда чем проще, тем лучше.
Для олимпиады по истории, обществознанию, праву и другим гуманитарным наукам рекомендую повторить конкретные факты, даты и имена, ведь часто проверяют знание материала и умение им оперировать.
Перед олимпиадой по физкультуре стоит хорошенько выспаться и сделать утреннюю зарядку.
Чем выше этап, тем больше конкуренция и, соответственно, серьёзнее подготовка. Универсальный совет для любого предмета: решайте как можно больше вариантов предыдущих лет, чтобы иметь представление о заданиях, которые могут встретиться.
Что даёт участие
Проход на заключительный этап ВСОШ возможен только для старшеклассников. Победа или призовое место на нём стоят всех усилий, брошенных на подготовку, – они могут быть приравнены к максимальному баллу на ЕГЭ, давать преимущество при поступлении в вуз и даже гарантировать денежный приз.
Звание победителя регионального этапа даёт дополнительные баллы к общей сумме результатов ЕГЭ. Победители университетских олимпиад могут рассчитывать на место в вузе или определённые льготы при поступлении.
Однако участников много, а победитель всего один. Что же получает тот, кто не победил? Стоила ли овчинка выделки, если в итоге участник остался ни с чем? Даже без заветного приза можно извлечь из любого конкурса пользу: это всегда опыт и возможность проверить свои знания. Тем более у школьников, которые ещё не выпускаются, всегда есть возможность повторить попытку и поучаствовать в следующем году.
Год назад я получила 76 баллов из 100 на региональном этапе олимпиады по английскому языку – этого недостаточно даже для призёрства. Но в этом году я повысила свои результаты, получив 84 балла и призовое место, а конкурс «Британский Бульдог» вообще выиграла. В любом случае это ценный опыт. Мне нравится сам процесс соревнований, нравится проверять свои навыки.
Повод двигаться дальше
Я пообщалась с моей хорошей знакомой, Алисой Фёдоровой, ученицей восьмого класса Санкт-Петербургской классической гимназии N°610. Алиса не раз участвовала в олимпиадах и даже выиграла в этом году Всероссийскую Олимпиаду по истории.
– Готовилась ли ты отдельно к каким-то предметам, или для олимпиады тебе хватало школьных знаний и кругозора?
– Отдельно готовилась к истории, уже после того, как стало известно, что я прошла на заключительный этап. Я начала интенсивно готовиться и ходить на учебно-тренировочные сборы в Академии Талантов. До этого много читала разную историографию, смотрела лекции и прочее, но это скорее было обусловлено не желанием добиться какого-то места где-то, а личным интересом. Без него нет смысла участвовать в олимпиадах.
К олимпиаде по латыни я тоже специально не готовилась, помогли систематизированные в гимназии знания и хороший конспект. С лингвистикой вообще интересно: я никак специально не готовилась, нигде не занималась. Мне просто нравится решать лингвистические задачки, мне это в удовольствие. И всё.
– Какие задания на олимпиадах для тебя обычно самые сложные? Какие самые интересные и любимые? Есть ли задания, которые ты считаешь ненужными, бессмысленными или бредовыми?
– Бредовые задания – это задания «в лоб», на фактологические знания. По крайней мере на истории. На заключительном этапе такого уже куда меньше, а вот на районных и школьных этапах бывает часто. Мне кажется, нужно больше уделять внимание умению анализировать информацию и пользоваться своей сообразительностью, а не оперировать сухими фактами.
Моё любимое задание на олимпиаде по истории – пожалуй, устный тур на заключительном этапе. Я просто слишком разговорчивый человек. Ещё я обожаю анализировать источники. На втором месте – исторический проект, а что касается тестового тура, я обожаю задания, которые связаны с культурой и литературой.
– Зачем ты участвуешь в олимпиадах? Для портфолио, или это чисто спортивный интерес?
– Понятное дело, от дополнительных баллов никто бы не отказался. Но в олимпиадах я участвую не только ради этого, и скорее даже вообще не из-за всяких призов и премий. Мне нравится процесс. Мне нравится участвовать в олимпиадах и чувствовать: то, что я делаю, – не зря, это приносит свои плоды. Я могу. Всё получается. Это поднимает настроение и самооценку в огромное количество раз.
– Какие советы можешь дать тем, кто собирается писать олимпиады?
– Чем раньше начнёте, тем лучше. Важно, чтобы было представление о том, что такое олимпиада и какие задания там могут быть. И даже если в первый год подготовки вы всё «слили», это не повод отчаиваться, а повод двигаться дальше и пробовать свои силы ещё, и ещё, и ещё, пока не достигнете результата