Елизавета ТИМОФЕЕВА
Для сотрудников «Альма-Матер» прошёл заключительный семинар по вопросам воспитания. Главными задачами стали подведение итогов этого учебного года и составление планов на будущее.
Семинар открыла генеральный директор гимназии Татьяна Аяновна Щур. Она обозначила, что в школах первостепенно именно воспитание, и предоставила слово доктору педагогических наук Марине Дмитриевне Матюшкиной.
Чего хотят петербургские выпускники
Марина Дмитриевна представила тенденции изменений в портрете петербургского школьника. Выводы сделаны на основе результатов исследования, начатого ещё в девяностые. Исследование инициировал Семён Григорьевич Вершловский – доктор педагогических наук, известный учёный-педагог и андрагог. Раз в два года в Санкт-Петербурге анкетируют выпускников, участие принимают более тысячи человек. Исследуют умение применять знания в конкретных ситуациях, готовность к решению жизненных задач, ценностные ориентиры. С течением времени вопросы, теряющие актуальность, исключают или адаптируют под изменения в обществе.
Статистика показывает, что сейчас выпускники больше готовы к дальнейшему саморазвитию, чем к выбору профессии. Жалобы на здоровье участились: уровень тревожности, усталости и бессонницы возрос. А в списке представлений о жизненном успехе последние годы лидируют счастливая семейная жизнь, найденное «своё дело», любимая и достойно оплачиваемая работа. Популярность и слава обосновались в конце списка.
Один из вопросов звучит так: «Если бы у вас появилась возможность не ходить в школу каждый день, чем бы вы занялись в освободившееся время?». Результаты этого года показали, что выпускники хотят сначала саморазвиваться, потом работать и тренироваться, а затем проводить время с друзьями.
Работа продолжится
Доктор наук Олег Ермолаевич Лебедев был приглашённым экспертом на семинарах в течение всего года и подводил итоги каждого мероприятия.
Олег Ермолаевич объяснил, чем полезно исследование Марины Дмитриевны:
– Оно показывает, на какие процессы может влиять школа и в какой мере образовательные результаты соответствуют требованиям государственных стандартов.
В заключение доктор наук сказал, что семинары помогли участникам получить представление о системе воспитания, сложившейся в гимназии. Ведь понимание этой системы, её свойств, элементов и связей начинается с определения того, что мы называем воспитанием. Это даёт возможность поставить приоритетные задачи и найти способы их решения.
Работа с вопросами воспитания в «Альма-Матер» продолжится. Результаты этого года переданы в отдел аналитики.