Елизавета ТИМОФЕЕВА
В «Альма-Матер» прошла выставка «Люди и боги. Творцы». Она состоялась в рамках «Музея живых картин» – ежегодного проекта, подготовленного сотрудниками и учениками гимназии. Здесь дети примеряют на себя роли героев полотен или скульптур, воссоздают произведения искусства и проводят экскурсии по выставочному залу.
Проект появился в девяносто шестом, когда на одном из уроков учительница истории Светлана Александровна Филатова с учениками воссоздали скульптуры.
– Это был «Музей восковых фигур. Двух», – рассказала Светлана Александровна. – Дети в пятом классе изучали Древнюю Грецию и Древний Рим. Мы решили воссоздать статуи Зевса и Афины. В таком возрасте мощным телосложением ещё никто не обладает, так что у нас был уникальный экспонат – Зевс в детстве. Такого ни в одном музее мира не найти.
После этого проект начал развиваться.
Светлана Александровна стала руководителем «Музея». И те классы, в которых она была воспитателем, организовывали выставки.
Как выбирают произведения
Ученики воспроизводили работы известных авторов, среди них – Джорджоне, Антонио Серра-де-Каприола, Питер Рубенс, Жак Калло, Эдуард Мане, Зинаида Серебрякова, Этьен Фальконе и Сандро Боттичелли. Выбор тем и сюжетов раньше был связан со школьной программой, но уже долгие годы зависит только от предпочтений ребят. Гимназисты воссоздают произведения, связанные с воспоминаниями о путешествиях в другие страны, культурными или иными событиями.
– Постепенно мы определили и оптимальное число артефактов – сколько их можно выставить, чтобы дети справились с физической и психологической нагрузкой во время экскурсий. Это четыре-пять экспонатов – три картины и одна скульптура, – продолжила Светлана Александровна.
В этом году зрителям представили следующие художественные работы: «Пряхи» Диего Веласкеса (1665 года написания), «Портрет Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи (1474–1476), «Три грации» Антонио Фрилли (1902) и «Раненый ангел» Хуго Ситберга (1903).
Подготовка
Курировали «Музей» воспитатели седьмых классов Светлана Александровна Филатова и Марина Львовна Поликарпова. Под их руководством в подготовке участвовали почти пятьдесят учеников. Ребята условно делились на группы. Одни, модели, отвечали за визуальную достоверность образов: обдумывали причёски и костюмы, наносили грим, копировали позы, отрабатывали мимику и взгляд. Вторые, гиды, должны были проводить экскурсии в самый важный день. Для этого отбирали интересные и значимые факты, писали разные тексты для начальной школы и взрослых, учили материал, оттачивали интонации. Третьи, «реставраторы», воссоздавали интерьер.
Четыре месяца дети работали в команде: оставались после уроков, раскрашивали картон, искали костюмы, писали тексты, заставляли себя слышать чужое мнение и учились его признавать.
Сотрудников гимназии в проекте было занято тоже много – около двадцати. Администрация, бухгалтерия, рабочая группа, педагог-организатор и библиотекарь – все приложили усилия к тому, чтобы день выставки прошёл безукоризненно.
В качестве «приглашённых звёзд» ребята позвали учителя информатики Майю Сергеевну Бабкину и воспитателя Милену Андреевну Бачинину. Они присоединились к «Музею» как модели.
Впечатления участников
Седьмые классы участвовали в «Музее живых картин» впервые, потому что последние два года реализовать проект было невозможно. Некоторые ходили на выставку три года назад, но не все.
«Гимназист» узнал, какие чувства испытывали участники.
Семиклассник Теодор-Томас Стэнсмоур был моделью на картине Хуго Ситберга «Раненый ангел», на полотне его персонаж стоит справа. Он несёт раненого ангела и осуждающе смотрит на зрителя.
Теодор поделился ощущениями:
– Во время выставки дети-ангелы менялись, и со старшим было физически тяжело. Но эмоционально мне всё далось легче. Светлана Александровна говорила смотреть выше голов, не фокусировать взгляд на лицах, и это помогло. Пользуясь случаем, хочу передать привет моей маме.
На картине «Раненый ангел» модели подменяли друг друга, чтобы отдохнуть. Но в «Музее» был портрет Джиневры де Бенчи, и даже найти похожую девушку – удача. Роль Джиневры исполнила Вероника Алексеева, их сходство невозможно не заметить. Весь день Веронику никто не подменял, она стойко высидела несколько часов.
– Во время экскурсии группы переходили от одного произведения к другому. И если остальные модели могли переглядываться и шёпотом общаться, то я всегда оставалась одна. Другим было больше физически тяжело стоять в определённых позах, мне – психологически. Все зрители смотрели прямо на меня, разглядывали.
Несмотря на это, Вероника не покинула картину. Девочка привыкла добиваться целей, невзирая на сложности.
Мнение зрителей
«Гимназист» познакомился с книгой отзывов и узнал, что думают об экспозиции посетители выставки.
Одиннадцатый класс написал: «Великолепно! Ребята большие молодцы, все отлично справились. Здорово, что «Музей живых картин» продолжает работу. Спасибо большое!».
Третьи классы: «Спасибо за терпение! Все картины были очень красивые!», «Восхищаемся грацией «живых картин» и вдохновением участников».
Педагог-психолог Александр Николаевич Лоик: «Замечательная экспозиция! Спасибо всем участникам и экскурсоводам, которые прекрасно рассказывали о произведениях. Очень вдохновила речь Глеба о «Трех грациях». Восхитительно исполнены «Пряхи». Главное – не останавливаться и стремиться к ещё более интересным и ярким образам».
Расшифровать подпись к последнему отзыву «Гимназисту» не удалось: «Это потрясающий проект, объединяющий детей разных возрастов в едином творческом порыве. Приятно наблюдать, как нервничали экскурсоводы и как они справлялись с этим волнением. Дети-экспонаты были великолепны!».
Кроме подробного описания впечатлений, написали много и односложных комментариев: «Круто!», «Здорово!», «Топ!». Некоторых исполнителей, экскурсоводов и встречающих отметили отдельно.