Елизавета ТИМОФЕЕВА, Антон ПАСТУХОВ
Прошедшей весной нашей гимназии, как и всем российским школам, пришлось перенести весь учебный процесс в онлайн-режим. Посмотрим, как в гимназии прошли два месяца «дистанционки», чему мы научились и как подготовились к новым испытаниям.
Фото: Александра ВЕЛЬКОВИЧ, специально для «Гимназиста»
Учителя
Заведующая научно-аналитическим отделом Татьяна Валерьевна Рогозина считает, что гимназия «Альма-Матер» представляла собой островок спокойствия в бурном море. Для многих педагогов формат дистанционного обучения не был в новинку: в гимназии есть отделение очно-заочного обучения. К тому же некоторые педагоги и сами учились дистанционно. Этот опыт позволил довольно быстро и без ощутимых потерь перевести процесс в онлайн.
Учитель информатики Майя Сергеевна Бабкина ознакомила учителей с платформой Zoom. Руководители методических объединений тоже консультировали коллег. Но в остальном всё осталось по-прежнему: для решения организационных задач учителя и раньше пользовались мессенджером WhatsApp, электронной почтой и телефоном, а заседания методических объединений легко перешли в онлайн.
Завучи всё так же исполняли свои обязанности: контролировали организацию учебного процесса, отслеживали заполнение электронного журнала, следили за успеваемостью, поддерживали связь с воспитателями классов, формировали расписания педсоветов и консультаций к экзаменам, составляли графики контрольных работ. Кто-то из учеников на время самоизоляции перешёл из режима индивидуального обучения к занятиям в классе – необходимо было скорректировать их расписание. Дополнительно приходилось отслеживать изменения в расписании ОГЭ и ЕГЭ.
По замечанию учителя литературы Елены Николаевны Тимофеевой, дети сначала несерьёзно отнеслись к дистанционному обучению.
– Однако первые же дни показали ученикам: в нашей гимназии ситуация в корне отличается от того, что они слышат из разных источников, – вспоминает Елена Николаевна. – Педагоги сразу обозначили требования к поведению на уроках и выполнению домашних заданий, а воспитатели постоянно, с первых же дней, были на связи и с учениками, и с учителями.
Конечно, без трудностей не обошлось. На уроках не получалось работать в группах и попарно; на все виды работ уходило больше времени, чем в классе; учителям пришлось повозиться с тем, чтобы перевести уже существующие задания в другой формат. Из-за перебоев в сети учителя сильнее, чем обычно, напрягали голос, чтобы было слышно всем ученикам. Иногда появлялись странные проблемы: некоторые дети посылали Елене Николаевне сочинения в виде фотографий такого плохого качества, что их невозможно было проверять. Оказалось, что слухи о безупречной компьютерной грамотности у современных детей сильно преувеличены. (Что ж, гимназистам пришлось освоить программу Word и научиться использовать интернет не для игр, а для работы.)
Предсказуемые сложности возникли на уроках дизайна. Ученикам было неудобно считывать инструкции по выполнению заданий с монитора, а учитель не мог должным образом скорректировать их действия.
– Задания, с которыми дети легко могли справиться в классе с минимальной помощью учителя, вызвали трудности на дистанционных уроках, – рассказывает учитель дизайна Милана Владимировна Секоненко. – А уж такие кропотливые занятия, как шитьё и вышивка, вообще пришлось оставить.
На это обстоятельство обращает внимание и учитель математики, завуч Анастасия Павловна Фадина, отмечая, что онлайн сложно контролировать выполнение задач.
Многие проблемы решились довольно быстро. Электронный журнал усовершенствовался. Учителя привыкли использовать новые для них средства подачи материала и даже стали рассматривать неожиданную встряску как полезное испытание. Ещё теснее стала связь между учителями и воспитателями, а ведь казалось, что теснее уже некуда.
Похоже, главное, что учителям не нравится в дистанционном формате, – недостаток живого общения. Ситуацию прокомментировал руководитель методического объединения учителей истории, обществознания и культурологии Александр Сергеевич Герасимов:
– Дистанционное обучение сводит учебный процесс к передаче информации. Личное общение минимизируется.
Дополнительную проблему создало ограничение сеанса связи в бесплатной версии приложения Zoom 40 минутами. Обычная продолжительность урока как раз и составляет 40 минут, однако при необходимости учитель может задержать класс на перемене. К тому же по санитарно-гигиеническим требованиям детям не рекомендуется сидеть перед монитором больше 30 минут.
– Таким образом, – резюмирует Александр Сергеевич, – была не только потеряна возможность «захватить» дополнительное время, мы лишились 25% нашего законного рабочего времени.
Дети
А вот дети далеко не все страдали от недостатка общения – многие привыкли общаться с друзьями вне школы. И плохой интернет раздражал не всех, некоторые даже оправдывали своё отсутствие на уроке перебоями в сети. Что действительно поначалу мешало многим детям – это неумение самостоятельно организовать собственную работу. Однако переход в онлайн не повлиял на учебные успехи большинства ребят – уж если кто-то отличался усердием в классе, так он это усердие проявлял и в сети.
Но бывало и по-другому. Учительница физкультуры Виктория Владимировна Строганова особо отмечает, что на «дистанционке» проявились и положительные, и негативные черты характера учеников. В спортзале некоторые ребята показывали себя настоящими спортсменами, а в сети демонстрировали полное пренебрежение к занятиям. В то время как другие, напротив, проявили себя с новой стороны, осмелели, оставшись одни перед камерой.
Одной из проблем стала «весёлая аэробика» для малышей. Упражнения делались под музыку, и через какое-то время дети неизбежно начинали баловаться. А среди старшеклассников многие очень ответственно отнеслись к занятиям. Впрочем, дело не только в чувстве долга: видимо, им нравилась физкультура – уроки посещали даже те, кто сдал все нормативы.
Кроме плохого интернета, учеников волновал и целый ряд других помех, начиная с усталости глаз и заканчивая тем, что (кто бы мог подумать) не у всех дома есть карандаши. Вот какие недостатки учёбы онлайн выделила восьмиклассница Варвара Боброва:
– Спрашивали постоянно только отличников, а тех, кто в классе отстаёт, никогда. Было обидно немного. Также по некоторым предметам стали больше задавать. Учителя как будто забыли, что у нас помимо их предмета есть и другие. Контрольные и диктанты на дистанционном обучении бессмысленны. Да, некоторые честно писали, но наивно думать, что это делали все.
Однако Варвара признаёт и преимущества дистанционного обучения:
– Не надо вставать за несколько часов до начала учёбы, чтобы добраться до школы. Спокойнее заниматься в знакомом пространстве, когда ты окружён любимыми вещами.
В целом детям понравился новый опыт. Таисия Колесникова из 8 класса считает, что качество обучения ничуть не упало по сравнению с привычным форматом.
Дистанционное обучение – хороший вариант для тех, кто занимается спортом и посещает разные кружки, а таких в гимназии очень много. Конечно, во время самоизоляции они всё равно были лишены возможности заниматься где-либо очно. Но сама идея совмещения учёбы онлайн с занятиями спортом очень привлекательна из-за удобства и экономии времени.
Пока все сидели дома, от родителей поступили запросы на занятия в кружках. За это время в гимназии открылось целых пять секций: «Устный счёт», «Пифагор», «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ), «Компьютерная графика» и даже «Брейк-данс». Онлайн отмечались праздники (День космонавтики, День Победы), к ним были приурочены тематические классные часы. Дети показали недюжинные способности – онлайн-режим как будто позволил им раскрыться.
– Оказалось много желающих принять участие в дистанционном концерте ко Дню Победы. И ребята, и взрослые снимали дома видео с чтением стихов и исполнением песен о войне. Мне кажется, им понравился более самостоятельный формат, более свободный, что ли, – поделилась учительница ОБЖ и педагог-организатор Вероника Сергеевна Добрынина.
Яркий пример – ученик 10 класса Денис Ермаков, который помог закончить начавшийся задолго до карантина проект «1418 дней до Победы». Денис подготовил выступление, посвящённое битве за Берлин.
– Результат превзошел все мои ожидания, – сказала Вероника Сергеевна. – Денис самостоятельно снял качественное видео, прекрасно начитал текст. Раскрылся, выполняя работу на «дистанционке» самостоятельно.
В общем, несмотря на сложности и недочёты, многим учителям и детям понравилось дистанционное обучение. Гораздо комфортнее просыпаться не так рано, не пропускать завтрак и не тратить время на дорогу. Воспитатель младших классов Анна Васильевна Миронова рассказала, что 90% детей находились во время самоизоляции за городом и могли гулять на переменах. От родителей Анна Васильевна негативных комментариев о «дистанционке» не получала, а кто-то даже изъявлял желание всё так и оставить.
Фото: Софья МИХАЛЬЧЕНКО, специально для «Гимназиста»
Родители
Впрочем, некоторые родители поначалу сомневались в возможности полноценного обучения онлайн. Развеять сомнения было легко: если родитель не на работе, он может наблюдать за процессом. Сколько мам и пап этой возможностью воспользовалось, сказать сложно: своё присутствие они, как правило, никак не обозначали. Однако многие, увидев воочию, что проводятся полноценные уроки, потом благодарили учителей и воспитателей.
Известно, что некоторые родители контролировали детей младших классов, но только на первых порах. Могли и подсказывать – в частности, помогали на математике.
– Я бы тоже своему ребёнку и контрольные решала, и помогала бы, так что я их прекрасно понимаю, – прокомментировала Анна Васильевна.
Старшеклассники же, как правило, были предоставлены сами себе. Вот что сообщает Валерия Александровна, мама ученика 9 класса Максима Сторожева:
– На самих уроках я, конечно, не присутствовала, но из рассказов сына поняла, что уроки идут по расписанию, материал разъясняется, работы проверочные пишутся. Школа оперативно перешла на другой вид обучения, все технические вопросы были быстро решены, дети стали полноценно учиться буквально с первой учебной недели. Мы с мужем очень благодарны учителям и администрации школы.
Однако для родителей, как и для учителей, главный недостаток обучения онлайн – отсутствие живого общения. Поэтому многие мамы и папы считают, что «дистанционка» ни в коем случае не может заменить очное обучение.
Фото: Софья МИХАЛЬЧЕНКО, специально для «Гимназиста»
Но что, если вдруг нам снова предстоит уйти в Zoom? Видимо, особенно беспокоиться по этому поводу уже не придётся. Гимназия приобрела неоценимый опыт. Среди учителей, детей и родителей провели анкетирование, которое позволит учесть достоинства и издержки обучения онлайн. А в вопросе расстановки приоритетов никто не сомневается: главное, чтобы все были здоровы.