О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

С завучем старшей школы Анастасией Павловной ФАДИНОЙ беседовали Алина ГАВРИЛОВА и Диана КОНОПЛЁВА, 8 класс.


Анастасия Павловна / Фото из личного архива


— Анастасия Павловна, почему вы выбрали именно профессию учителя?

— На самом деле выбора-то у меня и не было. Моя мама была учителем в школе. Не знаю, то ли это аура повлияла, то ли обстоятельства, но, во всяком случае, выбор профессии у меня произошёл чуть ли не во втором классе. Уже тогда я играла в школу, рисовала какие-то журналы, дневники, представляла себя в роли учителя. Изначально я хотела быть учителем начальной школы. Позже мы с родителями решили, что лучше всё-таки стать учителем старших классов. Как сказала мама, «из старшей школы в начальную можно перейти всегда, а из начальной в старшую — сложнее». Поэтому я поступила на факультет математики в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.

— Вы помните свой первый урок в качестве учителя?

— Да, помню… Это было в январе 1990 года. Был первый день после зимних каникул, я пришла на урок в 6 класс. Он проходил, как это ни странно, в кабинете музыки. Там стоял огромный рояль, висели доски. Это никак не помешало провести урок математики, хоть обстановка была нестандартная. Все было хорошо: класс большой, кабинет необычный, а детям интересно.

— Какие чувства вы испытывали?

— Волновалась, конечно же. Мне было чуть больше восемнадцати лет, и, естественно, я волновалась из-за возложенной на меня ответственности. Контакт с детьми удалось наладить, и урок прошел успешно.

— Какой опыт помог вам «включиться» в профессию?

— Кроме того, что я с детства была знакома с профессией учителя, мне помогли общешкольные мероприятия. В школе, которую я заканчивала, была особенная традиция поздравления учителей: мы, ученики, проводили уроки вместо них. Это называлось «День дублера». То есть ученики заранее согласовывали свои действия с педагогами, продумывали урок, и в День учителя старшеклассники заменяли учителей и проводили уроки в классах. Само «включение» в профессию было несложным, но так или иначе постоянно приходилось развиваться, ходить на уроки к другим учителям, проводить самой открытые уроки, на которые приходили завучи. Таким образом, всё быстро получилось.

— Какими качествами должен обладать человек, планирующий стать учителем?

— В первую очередь нужно любить свою работу. Потому что учитель —профессия непростая: необходимо уметь работать с людьми, и не просто с людьми, а с детьми. Во-вторых, нужно уметь прощать, понимая, что ты взрослый человек, а дети растут, развиваются и не всегда понимают, что бывают неправы. И, конечно же, нужно иметь терпение — не каждый способен сразу всему научиться, порой что-то нужно объяснять несколько раз.

— Какие положительные и отрицательные моменты есть в работе учителя?

— Для любого учителя важен позитивный результат — золотая медаль по итогам обучения, победа на олимпиаде, маленький успех, когда ребенок не умел складывать десятичные дроби, а потом научился. Осмысление и осознание того, что получен определённый результат проделанной работы, –очень положительные моменты. Также — общение с молодежью. Находишься в контексте современных трендов, иногда даже нужно узнавать всё наперед, чтобы вас чем-то удивить.
Но присутствуют и негативные моменты. Как я уже говорила, нужно уметь прощать. Весьма неприятно, когда ученик не прав, понимает это, но при этом намеренно совершает что-то недостойное, а когда не прав и не понимает, то это ещё хуже. Я имею в виду — когда хамит, некрасиво поступает, что-то не делает.

— Сожалели ли вы когда-нибудь о сделанном выборе?

— Нет, не жалела никогда. Хотя начало моей работы совпало с тем временем, когда Советский Союз распался, и это сказалось на экономической составляющей. Зарплата учителя была крайне низкая, но я не видела себя ни в какой другой профессии.

— Бывали ли у вас на уроках нестандартные ситуации?

— Бывали, конечно. Они были мало связаны с процессом обучения, но из запомнившихся могу рассказать несколько. Например, одна из первых нестандартных ситуаций. Веду я как-то урок, висит настенная доска, я объясняю материал и кусочком мела задеваю её, и в это время доска падает. К счастью, никто не пострадал. Ученики напугались, но в тот момент, надо отдать должное, дети были внимательные, заботливые, подбежали мальчишки, поставили доску, и как-то этот урок мы довели до конца.

Однажды в 90-е годы количество учеников в школе увеличилось, а помещений было не так много. Проводился ремонт во втором здании, которое школа смогла получить для работы, и нужно было провести там урок. Для этого необходимо было перейти через улицу. Мы переходим в соседнее здание, открываем дверь, чтобы войти в класс и провести урок, а он весь до потолка заставлен столами. Туда было невозможно зайти, но опять мальчишки быстро порастаскали парты, и учебный процесс нам удалось организовать.

Также 6 лет назад на уроке заснул ученик. Я веду урок, и вдруг мы слышим грохот от того, что его голова, положенная на руку, упала на стол.

— Какие качества вы цените в учениках?

— В первую очередь трудолюбие. Учеба — это труд. Трудолюбивый ученик может помочь себе, заложив фундамент для дальнейшей взрослой жизни. Он должен стремиться к новым знаниям, тогда и ему будет интересно, и учителю будет с ним хорошо работать. Неплохо, если ученик аккуратен, ответственен и с хорошим чувством юмора.

— В чем заключаются ваши обязанности завуча?

— Про них я могу рассказывать очень долго. Основная обязанность — организовать учебный процесс. Здесь нужно чётко понимать, что за этим стоит. Каждый учебный день должен быть продуман как минимум за неделю до этого. Например, мы (завучи) уже сейчас знаем прекрасно, что будем делать в мае и в июне. Мы составляем расписание уроков на следующий учебный год в июне. Кроме того, в течение учебных трудовых дней завуч отвечает за организацию проведения контрольных, работает с учениками.

На плечах завуча лежит много обязанностей: знать, когда, кому и куда нужно пойти на мероприятия; составлять графики проведения контрольных и диагностических работ, переводных экзаменов; писать проекты приказов; информировать всех участников образовательного процесса о выпускных экзаменах и олимпиадах; собирать согласия на обработку персональных данных; отвечать на почтовые сообщения из района, составлять отчёты, писать справки; связывать педагогов своей школы с педагогическом сообществом района и региона; организовывать семинары, участвовать в конференциях.

Завуч работает и с учителями как методист. Если преподаватели болеют, мы составляем замены. Помимо этого, завуч работает с родителями, с Комитетом по образованию.

— Что приносит вам больше удовольствия: работа завуча или учителя? Сложно ли вам сочетать в себе обе эти роли?

— На самом деле эти роли друг друга дополняют. Работать только учителем мне скучно: это однообразно. Я чувствую, что есть ресурсы в других направлениях: изучать документацию, составлять отчёты, расписания. И в то же время заниматься только административной работой тоже неинтересно, потому что, когда приходишь к детям на урок, заряжаешься положительной энергией.

— Анастасия Павловна, и напоследок сформулируйте, пожалуйста, своё педагогическое кредо.

— Вы знаете моё пристрастие к советским фильмам. Одним из моих любимых является жизненный патриотический фильм «Офицеры». Главный герой фильма говорит: «…есть такая профессия – Родину защищать». Этот фильм я смотрю всю свою жизнь и, обращаясь к этой цитате, провожу ассоциацию с учителем. Учитель — это, с одной стороны, профессия, а с другой — призвание. Есть такая профессия, которую надо любить, и нужно любить тех людей, которых ты учишь. Воспитать поколение достойных людей, дать им свои знания, научить их быть современными, конкурентоспособными – это отчасти и есть «Родину защищать».

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх