О ГИМНАЗИИ

О ГИМНАЗИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — РАВНЫЕ ПРАВА

РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ ПРАВА

О профессиональном пути учительницу физики Елену Александровну САМОЙЛОВУ расспрашивали девятиклассницы Алина ГАВРИЛОВА и Диана КОНОПЛЁВА.

Елена Александровна / Фото: Елизавета ТИМОФЕЕВА

– Хотели ли бы вы изменить профессиональное прошлое?

– Работу я бы никогда в жизни не поменяла. Я просто не представляю свою жизнь без школы. Если бы сейчас началось всё заново, я пошла бы по тому же пути: поступила в педагогический вуз и на эту же специальность. Я не могу выделить никаких минусов. Моя работа — моя молодость.

– Существуют ли проблемы с пониманием физики у гуманитариев?

– Все дети любознательны, хотят понять окружающий мир, и это доступно с раннего возраста. Проблема возникает потом: что-то хочется учить, а что-то – нет. Как правило, не хочется учить то, что требует серьёзного умственного труда. Физика – сложная дисциплина: нужны логика, умение запоминать объёмный материал. Нет гуманитариев, нет математиков, есть прилежные и неприлежные ученики.

– Что для вас главное в работе с детьми?

– Внимание к ребёнку и искренность. Ребёнку должен нравиться результат, которого он достигает в процессе обучения. Это зависит от того, какой уровень ученик задал для себя. Можно рассказывать и объяснять, как этот уровень корректировать, но заставлять – смысла нет.

– Какие яркие воспоминания из школьной жизни у вас остались?

– Такие воспоминания, как правило, связаны с озорством. Конечно, мы, взрослые, когда учились, не были идеальными. Мы тоже шалили и хулиганили. В старших классах и над учителями шутили. Помнится, устраивали себе какие-то интересные вечера. Если вас сейчас зачастую оберегают, то нас, наоборот, подталкивали к самостоятельности. Мы и классы сами убирали, и макулатуру собирали, и на уборку урожая ездили. Такие события обычно сопровождались тусовками, как сейчас говорят. Нам было весело вместе.

– Можно ли вас назвать прилежной ученицей и студенткой?

– Студенткой однозначно нет. Ученицей – да, я хорошо окончила школу. Сначала хотела с медалью, но потом поняла: не получится, ведь были очень жёсткие требования. Наверно, лет за десять до нас в школе не было медалистов. Только в нашей параллели появились серебряные медали, и одна девочка получила золотую. Но я всегда была хорошисткой. Отличницей была в начальной школе, и у меня даже есть три похвальных листа. В итоговом аттестате у меня четвёрки, пятёрки.

– Как вы пришли к решению стать учителем?

– Я захотела быть учителем в шестом классе. Хотелось стать похожей на нашего классного руководителя – требовательного, но очень справедливого учителя. Для многих из нас она стала наставником, человеком, к которому хотелось идти за советом, по которому мы себя мерили. Надеюсь, что у меня хоть чуть-чуть это получилось, потому что быть хорошим учителем непросто.

– Почему вы выбрали физику?

– Металась между двумя абсолютно противоположными дисциплинами (это к вопросу про гуманитариев и математиков). Думала быть учителем русского и истории, а в десятом классе большинство одноклассников выбрали для себя технические специальности. И гуманитарное направление показалось мне слишком лёгким. Хотя терзали сомнения: нужна ли мне техническая область, смогу ли? Но нас учили ставить перед собой сложные цели и добиваться их достижения. Нам говорили наши учителя: человек живёт, пока меняется, пока растёт над собой. Я попробовала, и у меня получилось. Теперь, когда оглядываюсь назад, понимаю, что сделала правильный выбор, поставив на физику. Это очень интересный предмет. Хотя и очень сложный.

– Было ли вам страшно на вашем первом уроке?

– Я никогда не боялась уроков. Может быть, немного волновалась, не более. Первым моим уроком я считаю институтский. Как он проходил, уже не помню. Но помню атмосферу – страха не было. Единственное, за что переживала, – чтобы не создать у детей ложные знания.

– Что помогло преодолеть тот страх?

– Я всегда уверенно захожу в любой класс. Главное в работе для меня – спокойствие и искренность. Дети всё очень чутко чувствуют, удивительно считывают твои чувства и настроение. Поэтому никаких страхов – это нужно не мне, это важно для них, моих учеников.

Однажды произошёл анекдотичный случай. Я принимала участие в конкурсе «Учитель года» в Новосибирске. Во время областного этапа учителя давали уроки в незнакомых классах в присутствии комиссии. Мой урок был в одиннадцатом классе. После урока глава комиссии, ректор Новосибирского Института повышения квалификации Василий Яковлевич Синенко, бросил мне фразу: «Ну ты, Самойлова, и наглая!». Я была, мягко скажем, удивлена: «Что я сделала не так?». «Как это у тебя получается – заходишь в абсолютно незнакомый класс и ведёшь урок, будто знаешь этих детей уже много лет?». А всё просто: я очень люблю свою работу.

– Какой урок запомнился больше всего?

– Самого запоминающегося урока, наверно, нет, слишком много их провела. Мы, учителя, преподаём разные дисциплины, но самое главное, чему мы учим вас, – быть людьми. Поэтому скорее запоминаются не уроки, а классные часы, разговоры по душам.

– Изменились ли ученики за то время, что вы работаете?

– Ученики всегда одинаковы: бывают прилежные и не очень. Сейчас изменились подходы и к ребёнку, и к образованию в целом. Когда я начинала работать, в девяностые, ребята были очень зажаты требованиями, сейчас вам проще.

– «Школа – второй дом». Для вас это так?

– Для меня школа — образ жизни. Она никогда не заканчивается, и ты никогда не перестанешь быть преподавателем. Ты постоянно на виду. Ты в себе воспитываешь стержень и должна всегда соответствовать требованиям, которые предъявляешь своим же ученикам. Говорят: плох тот артист, который, сойдя со сцены, продолжает играть, и плох тот учитель, который, выйдя из школы, перестаёт быть учителем. Если преподаватель в школе говорит и делает одно, а в жизни совсем другое — это не педагог. Поэтому для меня школа — это жизнь.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх