Елизавета ТИМОФЕЕВА

В новом учебном году в гимназии стали практиковать смешанное обучение. Занятия проходят в классах с одновременным подключением по сети либо кого-то из учеников, либо самого учителя. Посмотрим, как у нас это получается.


Елена Николаевна Тимофеева ведёт смешанный урок / Фото автора

Подготовились ещё весной

Полноценное дистанционное обучение не организовать без специальной техники. Нет ли в гимназии проблем с этим?

– Такой вопрос вообще не стоит, – твёрдо ответила «Гимназисту» специалист отдела цифровизации учебного процесса Майя Сергеевна Бабкина. Действительно: ещё весной гимназия сделала всё, чтобы дистанционное обучение стало доступным – на все учительские компьютеры в классах установили веб-камеры и Zoom, педагогов обучили работать в программе, удостоверились в исправности интерактивных досок, микрофонов, колонок. Когда учителям было необходимо работать из дома, руководство предоставило школьные ноутбуки тем, кому это требовалось.

Учителям нравится

Учительница математики Людмила Евгеньевна Карасева занималась с младшеклассниками из дома осенью одна из первых. Некоторые её ученики были в классе, некоторые – тоже подключались онлайн. Технику в школьном кабинете заранее готовила воспитатель: проверяла связь, настраивала звук и видео на компьютере.

– На уроке была конференция, в которую входили по ссылке из электронного журнала. Я хорошо видела и слышала всех учеников, – говорит Людмила Евгеньевна. – Дети доброжелательно приняли изменения. Им понравилось видеть учителя на большом экране, особенно первому классу.

– Но именно в этом классе могли возникнуть трудности, – продолжает Людмила Евгеньевна. – Я с малышами не начинаю работу в тетрадях без подсказок красной пастой – ставлю точки там, где им надо начинать и продолжать задания. Здесь такой возможности не было, и им приходилось искать нужное место самим. Посмотрев тетради, я поняла, что работы выполнены не хуже, чем с подсказками. Безусловно, у кого-то лучше, у кого-то хуже – это как всегда. Но определённо произошёл прорыв.

Опыт смешанного обучения не обошёл стороной и самых старших учеников гимназии. Воспитатель 11 класса, учительница литературы Наталья Петровна Подковырина тоже преподавала онлайн из дома.

– Было приятно, что я их всех видела, в отличие от весеннего периода. Тогда они сидели по домам, и перед камерой могла быть чашка или что-то ещё. В классе другая атмосфера. Она не позволяет расслабиться, как дома.

Сейчас Наталья Петровна вернулась к очному преподаванию. Сравнивая форматы, она говорит:

– На уроке мы не только работаем с текстом, но и учимся общаться на примере литературного произведения. Читать, изучать образы героев и писать тесты можно дистанционно. Но когда речь идёт о самовоспитании, саморазвитии… через экран этому будет сложно научить. Экран не позволяет человеку раскрыться.

И ученикам нормально

Десятиклассник Даниил Герасимов сейчас занимается в гимназии. Попробовав все варианты обучения – очное, онлайн и смешанное – он понял, какое ему подходит больше:

– Я предпочитаю офлайн-обучение, потому что в школе есть особый настрой. А дома хочется вставать за пять минут до начала урока, и я не могу сосредоточиться. Поэтому мне лучше ходить в школу.

Некоторые одноклассники Даниила сейчас занимаются дистанционно. По его мнению, класс они не отвлекают. Восьмиклассница Арина Липатова тоже получает знания очно:

– Иногда учителя разрываются между классом и ребятами, которые занимаются дистанционно. Порой мы тратим время, потому что приложение вылетает, и учеников надо снова добавлять. Но уроки всё равно проходят хорошо. Мы успеваем изучить материал вовремя, поэтому проблем нет.

Среди учеников на «дистанционке» есть семиклассница Эвелина Витковская, которая учится таким образом уже давно, потому что профессионально занимается музыкой.

– Мне так удобнее: остается больше времени на любимое дело, – объясняет Эвелина, – Если раньше я могла заниматься по два часа в день, то теперь – четыре. Дистанционных уроков мне хватает: все материалы учитель может показать сразу, а потом ещё и переслать по почте.

На смешанном уроке

«Гимназист» побывал на смешанном уроке, чтобы посмотреть, как обстоят дела.

В 9 классе на уроке литературы у Елены Николаевны Тимофеевой дистанционно подключились двое, остальные сидят за партами. Урок начинается не только с приветствия, но и с проверки связи.

– Записываем тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Понятие о классицизме»… – диктует учитель.


Работа на уроке / Фото автора

Из класса голоса:

– Подождите, подождите!

«Дистанционка» молчит.

– Давайте вспомним, какие исторические события происходили в XVIII веке и с чем связано понятие классицизма. Кто расскажет?

Класс начинает вспоминать произведения, в которых отразился тот период. Вскоре ребятам удаётся установить, что это время связано с правлением Петра I, Екатерины II, войнами, восстаниями и реформами.

– Почему Александр Радищев называл XVIII век безумным и одновременно мудрым? Думайте все, – не отстает учитель, пристально глядя в камеру. Класс погружается в раздумья. Затем начинается бурное обсуждение, к которому, наконец, подключается «дистанционка».

В таком формате и проходит урок.

– … цель искусства – воплощение идеи абсолютной монар…

– Что искусство? Повторите ещё раз, пожалуйста, – раздаётся голос из колонок.

О молчунах

На перемене «Гимназист» спросил у Елены Николаевны, насколько этот урок был похож на остальные. Часто ли ученики отмалчиваются, сидя по ту сторону экрана?

– Детей всегда приходится подключать к работе. Тот, кто привык молчать в классе, ведёт себя так же и в Zoom. Кто привык работать активно – в Zoom делает то же самое. Многое ещё зависит от темы урока: если материал новый, учителю приходится больше говорить, при этом подключать к обсуждению класс, задавая наводящие, проблемные и даже провокационные вопросы. Ученики работают вне зависимости от изменения формы обучения, если им это интересно.

– Ещё в этом году гораздо реже возникают проблемы с видео, – добавила Елена Николаевна, – камеру включают сразу, не хулиганят с эффектами фона.


Фоном в Zoom могут быть и пальмы / Фото автора

Учитель МХК Антон Дмитриевич Пастухов тоже сталкивается с проблемой неразговорчивости дистанционных учащихся:

– Главная сложность для меня – общаться во время смешанного урока со всеми на одном уровне. Zoom помогает ученикам поддерживать видимость присутствия на уроке. Дети, конечно, этим пользуются. Но я задаю им вопросы, вывожу на дискуссию. Чаще это получается успешно. И если ученик отвечал, дискутировал на уроке – он обязательно получит за работу «5».

Научный прогресс именно так и хотел

«Альма-Матер» хорошо справляется с необходимостью проводить смешанное обучение, решил «Гимназист».

– Это не вынужденная мера, а естественный ход событий, – поправил руководитель отдела цифровизации учебного процесса Василий Петрович Жабоедов-Господарец. – Пандемия стала катализатором, однако развитие цифровых инструментов делало неизбежным появление смешанных форм обучения. Смешанный формат даёт возможность сочетать запросы детей. А полностью в онлайн мы не уйдём.

«Гимназист» продолжит наблюдать за новациями в гимназии.

Чтобы оставить комментарий, пройдите авторизацию


^ Наверх